Общий объем рынка дополнительных услуг в сетях сотовой связи, по данным Comnews Research (gross-учет), в России составил почти 2,8 млрд долл. Доля VAS в общих доходах от услуг сотовой связи в 2007 году составила 13,5%.
Лидером на рынке VAS по результатам исследования стала компания МТС с долей доходности 30,9%, на втором месте «ВымпелКом» (30,2%), на третьем — «МегаФон» (28,6%). В 2006 году места распределялись по-другому. Лидером по дополнительным услугам был «ВымпелКом» с долей 14,8%, вторым — «МегаФон» (14,6 %), третьим — МТС (13%).
В 2007 году доля мобильного Интернета на рынке VAS составила 20%, что всего на 1% ниже, чем доля мобильного контента. По-прежнему высокий уровень развития демонстрируют SMS- и MMS-сервисы: их доля на рынке VAS составила 54%. Остальные 5% рынка занимают услуги VAS Basic (определитель номера, антиопределитель номера, автоответчик).
Объем рынка мобильного контента в России в 2007 году составил 592 млн долл., из которых 29% пришлось на четвертый квартал 2007 года. На этом рынке МТС по итогам года контролировала 41%. Доля «МегаФона» с первого по четвертый квартал практически не изменилась и по итогам 2007 года составила 25%. Доля «ВымпелКома» в течение года сократилась на 5 п.п. и по итогам 2007 года составила 27%.
Ведущий аналитик Comnews Research Сергей Половников говорит, что сохранить долю на рынке VAS, несмотря на уменьшение доли на рынке мобильного контента, «ВымпелКому» удалось благодаря развитию услуг мобильного Интернета. Пресс-секретарь оператора Екатерина Осадчая говорит, что мобильный Интернет показал очень активный рост в 2007 году и у этого сегмента есть огромный потенциал. По ее словам, во многом благодаря этому компания сохранила долю на рынке VAS. «В этом году мы планируем запустить услугу RBT (ringback tone. — РБК daily), которая послужит еще одним драйвером роста динамики VAS», — отметила г-жа Осадчая.
Директор по развитию продуктов и услуг «МТС Россия» Павел Ройтберг говорит, что МТС добилась тех результатов по рынку VAS, на которые рассчитывала. По его словам, наиболее впечатляющую динамику роста в компании показали услуги передачи данных, на втором месте — мобильный контент, на третьем — MMS и SMS. Г-н Ройтберг подчеркнул, что высокую доходность показал введенный компанией в прошлом году проект по разделению wap-трафика, который стимулировал развитие социальных сетей, а также потребление «тяжелого» контента и видео. «Проект по разделению wap-трафика, с одной стороны, позволил нам запустить принципиально новые контентные сервисы, а с другой — поддержал опережающий рост доходов от услуг передачи данных», — заметил он.
Пресс-секретарь «МегаФона» Марина Белашева говорит, что в первую очередь хорошие результаты по развитию в сегменте VAS в компании показал мобильный Интернет. «Услуги SMS мы уже давно не рассматриваем как дополнительные, хотя это направление также хорошо развивается», — говорит она.
Елизавета Серьгина