«Безусловно, важно использовать передовые разработки для создания какого-либо оборудования, но заявить о своем лидерстве в высоких технологиях мы сможем только тогда, когда научим молодых людей мыслить инновационно, видеть в профессиональных задачах новые возможности и решения», – уверен генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» Роберт Уразов.
То, что считалось в науке мечтой, сегодня воплотилось в реальность. Способны ли вузы предугадать, какие исследования станут развиваться, и к чему лучше всего готовить выпускника? Возможно ли вообще предсказать технологии? Но даже если эта задача, на первый взгляд, кажется неподъемной, способы подступиться к ней есть.
«Для того, чтобы мечта стала реальностью, необходимо взаимодействие исследовательских центров, благодаря которым появляются технологии, а также компаний, заинтересованных в продвижении Future Skills, и специалистов вузов. Создать цепочку полного инновационного цикла вузам вполне по силам», – отметил ректор Российского университета транспорта (МИИТ) Александр Климов.
А первый проректор НИТУ «МИСиС» Сергей Салихов добавил, что исследования из фундаментальной области в практику переходят очень быстро. Но в одиночку учебным заведениям не справиться – необходима кооперация университетов.
«Только симбиоз фундаментальных наук и технологий способен определить, какие навыки будущего будут востребованы завтра. Future Skills появляются только тогда, когда вузы начинают их формировать, отвечая на запрос определенного технологического партнера», – такое мнение высказала ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Юлия Антохина, добавив, что убеждена в победе российских студентов в чемпионате EuroSkills 2022, который пройдет в ее родном городе.
«WorldSkills стал конструктором новой среды. Именно популяризация профессионального мастерства заставляет власть, учебные заведения, предприятия и разработчиков идти друг другу навстречу. А от того, какую роль выполняет высшее образование, – реагирующую на изменения в технологиях или проектирующую их, наше будущее и зависит», – подчеркнул заместитель президента Российской академии образования Игорь Павлов.
Руководитель направления по развитию стажерских программ Ozon Ольга Зверева убеждена, что самыми важными компетенциями в любой профессии сегодня становятся гибкость, способность постоянно учиться и самостоятельность. Любые другие навыки можно освоить в процессе трудовой деятельности.
«То, что разработчики сегодня приходят в вузы с предложением той или иной идеи для образовательного маршрута, становится нормой», – рассказал генеральный директор компании «Протеомарин» Александр Кудрявцев.
Будущее, как известно, начинается сегодня. И от решения, каким образом станут формироваться навыки будущего – Future Skills, зависит его качество. Но диалог на финале III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» показал, что совместные с разработчиками и заказчиками профессиональных компетенций проекты позволили высшей школе стать более открытой к запросам времени.
С 26 по 29 ноября в Москве проходит финал III Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». В эти дни на площадках 75-го павильона ВДНХ в соревнованиях по профессиональному мастерству по 52 компетенциям принимают участие около 500 конкурсантов и 400 экспертов из 72 российских вузов. Впервые на чемпионате соревнуются студенты из 11 зарубежных университетов, представляющие 9 стран (Германия, Белоруссия, Казахстан, Эстония, Индия, Хорватия, Черногория, Марокко, Китай).
Организаторами соревнований выступили Департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) и Союз ««Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)».