Более 100 представителей из регионов АИРР ознакомились с инфраструктурой индустриального парка «Руднево», обсудили пути развития регио-нальных практик апробации технологий и применения БАС. На практическом семинаре «Конструирование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)» для участников был организован мастер-класс по конструированию БАС, на котором была возможность детально разбираться в типологии БАС, последовательности шагов по унификации компонентов и комплектующих для них.
Экспертами мероприятия, в частности, выступили генеральный директор Агентства по технологическому развитию Владимир Пастухов, директор по проектной деятельности Национальной технологической инициативы Александр Мальков, исполняющий обязанности генерального директора Федерального центра беспилотных авиационных систем Олег Рузский.
«Сегодня многие субъекты Российской Федерации уделяют пристальное внимание созданию центров по разработке и производству беспилотных авиа-ционных систем (БАС). Это обусловлено широкими возможностями применения БАС в самых разных отраслях: в энергетике, сельском хозяйстве, строительстве, геологоразведке, картографии. Направление интересное и перспективное, в том числе, и в свете развития искусственного интеллекта», - отметил директор Ассоциации инновационных регионов России Александр Смекалин.
Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» был утвержден 26 декабря 2023 года. Объем финансирования проекта из федерального бюджета до 2030 года составит 696 млрд руб. К концу этого срока ожидается производство 32,5 тыс. гражданских авиабеспилотников в год.
«Национальный проект окажет комплексное воздействие на развитие отрасли. Он охватывает не только задачи по развитию собственного производства, но и наращиванию кадрового потенциала, развитию сферы услуг и трансформации инфраструктуры», - отметил генеральный директор Агентства по технологическому развитию Владимир Пастухов.
Владимир Пастухов обратил внимание участников встречи на значимость двух федеральных проектов, которые входят в структуру национального проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих». Их реализация ориентирована на снятие таких барьеров, как недостаток массовости производства и эксплуатации БАС, зависимость от импорта по ряду критических комплектующих, включая двигатели, винты, сервоприводы, аккумуляторные батареи, силовую электронику, элементы трансмиссии, пилотажно-навигационное оборудование, отметил эксперт.
О потенциале сети научно-производственных центров (НПЦ) испытаний и компетенций в области развития технологий БАС участникам рассказали представители Федерального центра беспилотных авиационных систем. Центр начал работу в индустриальном парке «Руднево» в 2023 году и на сегодняшний день объединяет ведущих российских разработчиков и производителей беспилотных летательных аппаратов: на его территории работает 12 резидентов, 3 из которых вошли в топ-5 по объему производства беспилотников в стране.
У участников встречи тема НПЦ вызвала большой интерес. Регионы делились собственным опытом создания необходимой инфраструктуры и планами потенциальных резидентов научно-производственных центров по развитию проектов.
Представители Группы Компаний «Эфко» рассказали о своем проекте «Транспорт будущего» в ОЭЗ «Тольятти» Самарской области. В конце 2023 года там запустили первую очередь завода по производству беспилотных авиационных систем. Объем вложений в проект составил около 7 млрд руб., из которых около 3 млрд руб. пошли на разработку моделей БАС и строительство инфраструктуры. В первую очередь планировалось производить агродроны «Гектор S-80», создать учебный центр и центр компетенций в области точного земледелия с использованием дронов. Кроме модели агродронов, были разработаны мобильные комплексы для наземного обслуживания аппаратов и система их безопасного использования внутри транспортных коридоров. За 2024 год «Транспорт будущего» планирует произвести более 1,5 тыс. агродронов и других типов БАС массой более 10 кг.
В компании утверждают, что всего в рамках производственной площадки будет налажен выпуск семи моделей дронов, а также ключевых комплектующих БАС: винтов, двигателей, драйверов, полетных контроллеров, корпусных деталей и ряда других позиций.
«Тема БАС – одна из наиболее актуальных на повестке регионов АИРР. Это подтверждает и количество участников нашего первого межрегионального семинара – более 100 человек из органов власти, инфраструктуры, ответственной за реализацию мероприятий нацпроекта по беспилотным системам, компаний-производителей БПЛА. Мы обсудили широкий спектр вопросов, касающихся финансовых и нефинансовых инструментов, заложенных в нацпроекте, различных сценариев применения беспилотников, а также особенности организации воздушного движения для БПЛА. В 2024 году планируем провести еще несколько узкоспециализированных мероприятия по данной теме», – рассказал руководитель регионального направления Ассоциации инновационных регионов России Дмитрий Митрошин.
Новости БАС в регионах АИРР
На развитие производства беспилотных авиационных систем и подготовку операторов БПЛА в 2024-2030 годах Башкирия получит 53,4 млрд рублей. Средства будут выделены по двум федеральным проектам — «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» и «Кадры для беспилотных авиационных систем». В настоящее время кадровой подготовкой в сфере беспилотной авиации занимаются Уфимский университет науки и технологий, Уфимский государственный нефтяной технический университет, колледжи радиоэлектроники, архитектуры, строительства и коммунального хозяйства.
В рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» Ульяновской области выделено из федерального бюджета 264 млн руб. В октябре 2023 года в регионе для координации всех процессов, связанных с развитием отрасли БАС, на базе Агентства технологического развития (АНО АТР, учредитель — правительство региона) был создан Центр беспилотных систем. По данным АТР, через региональный Фонд финансирования промышленности и предпринимательства для разработчиков и производителей БАС обеспечена поддержка в кредитовании проектов под 1% годовых сроком до двух лет до 5 млн руб. из регионального бюджета и до 1 млрд руб.— из федерального. В АТР также отмечают, что в 2023 году в регионе было произведено более 5 тыс. БПЛА.
В Иркутской области планируется создание летно-испытательного полигона для БАС на базе Иркутского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации, а также кадрового центра беспилотных авиасистем. Кроме того, в регионе будет создан ситуационный центр мониторинга и управления полетами БАС для координации использования воздушного пространства в границах региона.
В Перми предложили концепцию системы автоматизированного техосмотра беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) с помощью умных композитных материалов со встроенными оптическими датчиками. Проект поддержали региональные эксперты и выдвинули в топ-1000 лучших идей России для форума «Сильные идеи для нового времени».
«При многократном увеличении числа действующих беспилотных летательных аппаратов до десятков тысяч единиц произойдет резкий скачок происшествий, возникающих по причине поломки таких изделий. Связка технологий фотоники и композиционных материалов позволит решить эту проблему за счет отслеживания состояния БАС в реальном времени", считают специалисты Центра компетенций НТИ "Фотоника".
В Новосибирске на авиазаводе имени В.П. Чкалова (НАЗ) серийное производство беспилотных летательных аппаратов «Охотник» предварительно начнется во второй половине 2024 года.
В Самарской области, в Тольятти построен завод по производству БАС и создана необходимая для этого инфраструктура. В 2024 году на предприятии планируется выпуск 1,5 тыс. беспилотников. На заводе работают специалисты из Самарской области и других регионов страны.