Количество вызовов, которые операторы связи проверили на подмену номера через систему Роскомнадзора, с января по декабрь прошлого года увеличилось почти в 40 раз. В общей сложности, за прошлый год система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод» проверила около 102,4 млрд звонков и предотвратила более 756,7 млн вызовов с подменой номера. Об этом сообщается в отчете Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования (ЦМУ ССОП) ФГУП «Главный радиочастотный центр» за 2023 год.
Цель системы «Антифрод» – предотвращение использования поддельных или чужих номеров, которые сегодня зачастую становятся опасным инструментом в руках мошенников Она блокирует звонки и сообщения с подменных номеров, пресекая подозрительные вызовы еще до того, как злоумышленники дозваниваются до абонента. Для этого «Антифрод» непрерывно собирает данные о соединениях, номерах пользователей, а также информацию времени звонков, отправке сообщений и сетях связи, через которые проходила коммуникация, сообщает RSpectr.
Полноценную работу система должна начать уже в марте – к этому моменту, по планам ведомства, к ней должны подключиться все российские операторы, которых сегодня почти 1,3 тыс, напомнил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «За прошлый год к «Антифроду» подключились уже более 700 операторов, системой контролируется около 90% номерной емкости. Однако для того, чтобы решить проблему с мошенническими звонками при помощи подмены номера полностью, к системе должны быть подключены все операторы связи. К сожалению, не все операторы готовы идти на сотрудничество по этому вопросу - Роскомнадзор оштрафовал уже 21 оператора на общую сумму 11 миллионов рублей за нарушение сроков подключения к «Антифроду», составлено более 250 протоколов. В основной массе – это небольшие операторы связи, которые не хотят уделять внимание новым требованиям. При этом наибольший объем звонков с подменой номера осуществляется как раз через них, так как они направляют вызовы транзитом абонентам крупных операторов связи. И мошенники действуют очень настойчиво – например, самый настойчивый январский мошенник пытался дозвониться абоненту «Билайна» 1,6 тыс. раз в течение 8 минут, однако сделать этого он так и не смог. Помогло антифрод-решение оператора, а также бдительность самого гражданина. Тем не менее, в глобальном плане проблема будет решена только тогда, когда все операторы начнут верифицировать вызовы, подключившись к системе. Поэтому регулятор продолжит штрафовать тех, кто относится к этому безответственно. В последствии операторам-нарушителям, которые продолжат игнорировать «Антифрод» и вовсе грозит приостановка их деятельности», - подчеркнул депутат.
Как отмечает Роскомнадзор, усилия государства по борьбе с мошенническими звонками в традиционных сетях голосовой связи вынуждают мошенников использовать альтернативные каналы и переходить в иностранные мессенджеры. «Ни одна организация, тем более государственная, не будет связывать с вами через иностранные мессенджеры. Поэтому рекомендую установить запрет на входящие голосовые звонки в мессенджерах для того, чтобы точно защитить себя от угроз», — напомнил Антон Немкин.