Три инструмента ИИ, которые нужно интегрировать в процесс онлайн-обучения

В эпоху цифровизации и глобализации онлайн-обучение набирает все большую популярность среди студентов и специалистов различных профессий. С появлением искусственного интеллекта (ИИ) этот процесс становится еще эффективнее, удобнее и популярнее. С помощью онлайн-обучения деятельность по приобретению знаний приобретает гибкость, безграничность и независимость от временных ограничений. Однако не все специалисты, связанные с образованием и обучением персонала, знакомы с современными отечественными уникальными разработками в данной области. Рассмотрим три ИИ-инструмента, которые могут существенно улучшить онлайн-обучение, снизить нагрузку на преподавателей и повысить интерес у субъектов разных возрастных групп к получению знаний.

Мировая востребованность онлайн-образования

Онлайн-обучение стало неотъемлемой частью глобальной образовательной системы. С начала пандемии COVID-19, оно перестало быть просто удобной альтернативой традиционным offline-форматам и превратилось в основной для миллионов студентов по всему миру. В условиях повсеместной цифровизации онлайн-образование открыло новые горизонты для учащихся всех возрастов, сделав обучение более доступным, гибким и персонализированным.

Рост востребованности онлайн-образования на мировом уровне обусловлен не только необходимостью дистанционного обучения, но и тем, что современные технологии позволяют создать учебные программы, адаптированные под индивидуальные потребности каждого студента. Кроме того, онлайн-образование стало ответом на изменяющиеся требования рынка труда, где навыки обновляются с невероятной скоростью, требуя постоянного обучения и переподготовки.

Изменения спроса на онлайн-образование: российский рынок в цифрах

На фоне глобального тренда Россия также демонстрирует устойчивый рост в секторе онлайн-образования и EdTech. В 2023 году российский рынок цифровых образовательных инструментов (EdTech) увеличился на 11%, достигнув оборота в 2,12 млрд рублей. Для сравнения, в 2022 году объем рынка составлял 1,92 млрд рублей. Этот рост подтверждает растущую востребованность онлайн-образования и цифровых решений среди российских образовательных учреждений и частных пользователей.

Основными факторами, влияющими на рост рынка, стали государственная поддержка в рамках нацпроекта «Образование», а также стремление образовательных учреждений адаптироваться к новым условиям и улучшить качество обучения с помощью современных технологий. При этом пандемия COVID-19 выступила мощным катализатором развития онлайн-образования, вызвав массовый переход на дистанционные форматы и увеличение спроса на системы управления образовательным контентом, цифровые инструменты для проведения уроков и тестирования.

По данным BusinesStat, за последние четыре года российский рынок EdTech увеличился на 56,8%. В 2020 году расходы на цифровые образовательные инструменты выросли на 19,1%, а в 2021 году рост составил 7,7%. Несмотря на некоторые замедления в 2022 году, вызванные уходом крупных зарубежных компаний и общей экономической неопределенностью, рынок продолжил стабильно развиваться.

Три инструмента ИИ, которые нужно интегрировать в процесс онлайн-обучения

В условиях постоянного роста числа пользователей и увеличения требований к качеству образовательного контента на первый план выходят инновационные инструменты, которые помогают сделать процесс обучения более эффективным и удобным.

Однако какие именно технологии стоят за этим ростом? Какие инструменты помогают образовательным учреждениям и частным пользователям адаптироваться к новым условиям? Важно понимать, что за цифрами и процентами роста стоят конкретные платформы и решения, которые играют ключевую роль в трансформации образовательной среды. Далее рассмотрим, какие инновационные платформы готов предложить рынок сегодня.

Первый инструмент - видеоконференцсвязь с мгновенной аналитикой поведения.

Когда речь заходит об онлайн-обучении, важнейший вызов, с которым сталкиваются преподаватели, – это удержание внимания студентов. Традиционные видеоконференции, хоть и удобны, часто не позволяют понять, насколько аудитория вовлечена в процесс. На помощь приходит система Index5, которая способна полностью изменить подход к проведению онлайн-занятий.

Данную систему можно применять для проведения онлайн-лекций, вебинаров, семинаров, тренингов, консультаций и решения других образовательных задач. ВКС Index5 определяет 5 когнитивных индексов, которые сигнализируют об эффективности образовательного процесса, привлекательности предъявляемых знаний. С помощью компьютерного зрения определяется пять индексов-состояний обучающихся: внимательность, вовлеченность, эмоциональность, усталость и рассеянность. Цветовая индикация отражает уровень познавательной активности каждого обучающихся и всей аудитории.

Педагог отслеживает данные индексы в реальном времени и оперативно определяет необходимость повышения привлекательности образовательного процесса, если обнаруживается потеря внимания, повышение отвлекаемости, усиление рассеянности аудитории.

По завершению онлайн-лекции педагог может провести анализ эффективности своего выступания, скачав аналитические отчёты системы. Благодаря функции "speech2text", которая переводит речь в текст, имеется возможность получить дополнительные сведения об активности студентов на занятии, что показывает их вовлеченность и образовательную мотивацию.

Второй инструмент - плеер интеллектуальной видеотрансляции.

Один из самых эффективных способов передачи знаний – это видеоматериалы. Однако пассивный просмотр видеороликов часто оказывается недостаточно эффективным для обучения. Студенты могут отвлекаться, пропускать важные моменты или вовсе не досматривать видео до конца. NeuroPLAi решает эту проблему, предлагая умный плеер, который активно взаимодействует с пользователем. Он также определяет пять индексов восприятия информации (внимательности, вовлеченности, эмоциональности, усталости, рассеянности) и при отслеживании невнимательности обучающегося приостанавливает трансляцию видеоролика.

Для преподавателей и учебных заведений NeuroPLAi может стать настоящим спасением, особенно в условиях дистанционного обучения. Представьте, что ваш ученик начинает смотреть учебное видео, но спустя несколько минут его внимание рассеивается. NeuroPLAi замечает это и ставит видео на паузу. Как только ученик возвращает внимание, видео продолжается. Таким образом, система гарантирует, что ученик не пропустит важные части материала.

Однако следует учитывать, что постоянное вмешательство системы в процесс просмотра видео может вызывать раздражение у некоторых пользователей. Важно настроить плеер так, чтобы он не становился источником стресса, а действительно помогал в обучении.

Третья технология - многофункциональная платформа для создания контента

Создание учебных материалов – трудоемкий и сложный процесс, который требует много времени и ресурсов. Однако с появлением таких инструментов, как CorpGPT, этот процесс становится значительно проще и эффективнее. CorpGPT – это универсальная платформа, которая не только генерирует учебные материалы, но и адаптирует их под индивидуальные потребности каждого студента.

Этот уникальный ресурс ИИ обладает следующим функционалом:

  1. Создание и редактирование материалов обучения: CorpGPT может генерировать текст, презентации, веб-сайты и другие типы образовательных материалов. Он может создавать уникальные задания, тесты и учебные модули.
  2. Персонализация обучения: CorpGPT может анализировать данные о студентах и тенденции обучения для персонализации контента, что помогает улучшить понимание материала и повышает мотивацию студентов.
  3. Перевод и локализация контента: Возможность перевода и локализации контента позволяет обеспечить доступность образовательных материалов для международной аудитории, используя любые типы данных.
  4. Создание моделей обучения: CorpGPT может анализировать данные о прогрессе обучения и рекомендовать подходящие методы обучения или расписание для улучшения результатов.
  5. Обучение на основе вопросов и ответов: с помощью этой функции можно создавать системы самообучения, которые могут отвечать на вопросы студентов и предоставлять подробные объяснения.
  6. Создание учебников и ресурсов: CorpGPT может генерировать полноценные учебники и ресурсы, которые могут быть использованы в различных образовательных программах.
  7. Создание и анализ тестов: CorpGPT может создавать тесты и экзамены, а также анализировать результаты для выработки стратегий обучения.
  8. Создание виртуальных ассистентов: Они могут помогать ученикам, отвечая на вопросы в реальном времени, предоставляя подсказки, что улучшает вовлеченность и понимание.
  9. Создание и обновление курсов: CorpGPT может создавать и обновлять курсы, включая планы уроков, задания и тесты.
  10. Создание обучающих видео и аудиоматериалов: CorpGPT может создавать видеоматериалы и аудиоматериалы для обучения, что может улучшить визуальное и аудиальное восприятие информации.

Важно понимать, что использование AI-ботов в образовании также требует академического и педагогического контроля, чтобы убедиться, что созданные материалы соответствуют образовательным стандартам и требованиям.

Итак, основные направления применения ИИ включают адаптацию учебных материалов под индивидуальные потребности студентов, автоматизацию оценивания, использование чат-ботов и виртуальных ассистентов для поддержки обучения, анализа данных для улучшения процесса и предсказания рисков, а также создание инновационного контента. Однако важно устанавливать четкие правила и ограничения для использования этих инструментов и учитывать соображения конфиденциальности и безопасности данных обучающихся: детей, студентов, взрослых.

В заключение отметим, что интеграция ИИ в онлайн-обучение не только может улучшить качество и эффективность образовательного процесса, но и сделать его более гибким и индивидуальным. Это приводит к улучшению результатов в виде качественных знаний, сформированных компетенций и удовлетворенности обучающихся разных возрастных групп.

Тематики: Интеграция, Кадры

Ключевые слова: интеграция, обучение, Искусственный интеллект