«Бизнес столкнется с очень серьезным дифицитом чековой ленты уже в апреле» — прогнозирует Синатов.
Крупные аптечные сети, в том числе «Ригла», сообщили о запасах, которых хватит лишь на пару месяцев.
Что произошло?
По словам Синатова, термобумагой обеспечивали 70% российского рынка несколько зарубежных компаний — немецкие Koehler и Mitsubishi Paper Mills, южнокорейская Hansol Paper, финская Jujo Thermal Kauttua (JTK) и китайская Henan.
Из них остались только две компании, которые не перестали поставлять сырье, однако в меньших объемах и с доставкой около двух месяцев. Текущее увеличение цен на грузоперевозки из Китая на 50-70% повлекли за собой подъем цен и на чековые ленты.
Если в прошлом году перевозка контейнера стоила 3500 евро, в последний раз «Севит групп» доставляла сырье уже за 14000 евро.
В России сырье производят Камский и Архангельский ЦБК, но производственные мощности не большие, а химические компоненты для его изготовления все равно закупаются в Китае. К апрелю цены подорожают как минимум на 20%, отмечает Синатов.
Будет ли переход на электронные чеки?
Минпромторг сообщил о постепенном снижении объема потребления чековой ленты, поскольку осуществляется переход на электронные чеки. В текущих реалиях при дефиците чековой ленты российский ритейл не сможет осуществлять отпуск товаров покупателям.
54-Федеральный закон приравнивает электронный чек к бумажному и разрешает отправлять его, только если покупатель заранее выразил согласие и предоставил электронную почту или телефон для получения документа. Под эти условия попадают интернет-магазины, курьерская доставка и другие сферы дистанционных продаж, где заранее можно ввести данные.
Согласно п. 2 статьи 1.2 54-ФЗ: «При осуществлении расчета пользователь (магазин - от автора) обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты».
Какие варианты есть для российского ритейла?
Из сложившейся ситуации есть законный выход. Ритейлерам стоит заранее подготовить инфраструктуру к работе с отправкой цифровых чеков покупателям.
Генеральный директор «БИФИТ Касса» Сергей Кичагин отмечает, что процесс можно автоматизировать:
Для того чтобы не печатать бумажный чек достаточно до момента расчета получить согласие покупателя и его электронную почту. Это можно делать вручную, но можно и автоматизировать, например, через программу лояльности. В этом случае в оферту программы лояльности добавляется условие, согласно которому покупатель изъявляет свое желание получать чек в электронном виде и передает адрес электронной почты.
Теперь каждый раз, когда покупатель будет предъявлять карту программы лояльности, будет срабатывать оферта, и кассовый чек можно будет не печатать, а направлять в электронном виде.
Переход на электронные чеки сократит расход чековой ленты, а также снизит зависимость от импортного сырья. Идею перехода поддерживают крупные аптечные сети, в том числе «Ригла», по данным «Ведомостей».