В дискуссии приняли участие губернатор Липецкой области Игорь Артамонов, генеральный директор ООО УК «Металлоинвест» Назим Эфендиев, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Алексей Шило, заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев, председатель совета директоров ООО «Удоканская медь» Валерий Казикаев, председатель совета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» Андрей Северилов, представитель ООО «Новосталь-М» Иван Демченко.
Открывая сессию, глава АИРР отметил, что в настоящее время «под давлением санкций идет глобальная трансформация логистического рынка».
«Пару лет логистику испытывали на прочность коронавирусные ограничения – по данным Росстата, общий объем перевезенных российскими транспортными компаниями грузов с наступлением пандемии снизился на 5,5%. Санкции нанесли удар сильнее, чем пандемия. Сессия посвящена тому, как рынок логистики приспосабливается к новым условиям, какие шаги предпринимают бизнес и государство», – сказал Иван Федотов.
Губернатор региона АИРР – Липецкой области Игорь Артамонов рассказал о своем опыте решения логистических задач.
«В Липецкой области расположено более 250 предприятий, с иностранным участием которые создавались в расчете на то, что для них будут поставляться комплектующие и сырье из-за границы. Все они столкнулись с трудностями. Сначала мы стали предлагать наиболее успешные варианты – условно, перестал работать Новороссийский морской порт - переключились на другие порты, постоянно взаимодействовали с нашими партнерами, искали новые схемы работы. А потом задумались, а надо ли нам все это возить и не лучше ли для региона и страны в целом обратиться к внутреннему рынку? Сейчас мы участвуем в пилотном проекте Сбера, используем площадку Минпромторга и ведем поиск партнеров в России», – отметил глава Липецкой области Игорь Артамонов.
По оценкам Артамонова, Липецкая область в большей части справилась с логистическими сложностями и сейчас активно ищет партнеров для своих предприятий внутри страны. По его мнению, необходимо улучшать и расширять инфраструктуру на востоке и юге страны: «очевидно, что колоссальный поток портовых и железнодорожных мощностей должны быть перенаправлены туда», – отметил губернатор.
Иван Федотов подчеркнул, что «самыми стабильными и надежными, по словам участников рынка, остаются железнодорожные перевозки». Заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги Алексей Шило подтвердил в своем выступлении, что «ключевая задача, которую ставит перед собой сегодня РЖД — поддержка всех отраслей экономики».
«За 5 месяцев объем перевозок в целом сократился, но объем перевозок металлургических, особенно черных металлов, вырос к уровню прошлого года более чем на 3%. Изменилась география перевозок. Западное направление с точки зрения экспорта просело, а на восток повезли с ростом более 26%. Донастройки – принятие правительством решения о приостановке правил недискриминационного доступа, позволили многим предприятиям использовать инфраструктуру восточного полигона», – сказал Алексей Шило.
По данным спикера, почти 700 новых предприятий устремилось в восточном направлении, поскольку европейские рынки для них закрыты. «Если говорить про социальный эффект, то около 300 тыс. работающих на этих предприятиях – это наш вклад в поддержание занятости этих людей», – отметил Алексей Шило.
РЖД сохранила свою программу по восточному полигону и продолжает активно расширять ее инфраструктуру. К концу года компания рассчитывает выйти на плановые параметры по перевозке 158 млн тонн в восточном направлении экспортных грузов, что считается хорошим результатом. В 2021 году провозная мощность составила 144 млн тонн.
Удвоен объем тяжеловесных поездов на восточном полигоне.
«Тяжелый момент для нас – взаимодействие с китайскими партнёрами – в связи с коронавирусными ограничениями, использовать весь потенциал, возможности нет», - поделился Алексей Шило.
На сегодня, по словам замдиректора РЖД, есть необходимость перепрофилирования портов, чтобы готовить их к более широкой номенклатуре грузов.
«Коридор Север-Юг. Заинтересованность бизнеса в этих маршрутах мы видим по объемам – в этом году везем по этому коридору на 26% больше, чем в прошлом. Существует отдельная программа по развитию коридоров. Мы запланировали до 2025 года строить дополнительную станцию на границе с Азербайджаном – это также позволит нарастить объемы», – отметил Шило.
В направлении Север-Юг резервов много. «Основной объем идет по западной ветке через Азербайджан, и далее можно ехать в Иран, через Грузию в Турцию, есть транс-каспийский маршрут. Мы готовы сегодня в полном объеме загружать направления до каспийских портов. Мало используется восточная ветка через Казахстан и Туркменистан. Мы возили там порядка 3,5 млн тонн в год, за прошлый год перевезли чуть меньше миллиона тонн. Активно взаимодействуем с нашими казахстанскими партнерами и коллегами из Туркменистана. Так что варианты доставить груз всегда есть», - позитивно резюмировал Алексей Шило.
Заместитель руководителя Росморречфлота Захарий Джиоев подчеркнул, что «вопрос перенаправления грузов не новый, он был заложен в транспортную стратегию и в настоящее время решается в ускоренном темпе». По его мнению, высокий потенциал имеет коридор Север-Юг. В настоящий момент Росморречфлот старается максимально улучшить и сделать наиболее экономически привлекательным Транскаспийский маршрут. В качестве приоритетных проектов Федерального агентства морского и речного транспорта – развитие на Дальнем Востоке терминалов, которые отвечают новым запросам грузовладельцев, на каспийском направлении проекты, способствующие улучшению логистики, а также проекты по сокращению дефицита глубоководных терминалов.
Продукция российских металлургов и горняков ищет новые рынки сбыта и оптимальные логистические решения. Генеральный директор ООО УК «Металлоинвест» Назим Эфендиев подчеркнул необходимость развивать инфраструктуру на Восток. «У горонорудной отрасли есть конкретные проблемы – мы не можем уехать. И есть понимание, что нужно делать в ближайшее время – расшить восточный полигон, расширить доступ на порты Новороссийска и Тамани, сделать глубоководные терминалы. Тем более, что бизнес готов инвестировать», – сказал Назим Эфендиев. Большой ошибкой, по мнению бизнесмена, было закрытие большой федеральной целевой программы «Порт Тамань».
Председатель совета директоров ООО «Удоканская медь» Валерий Казикаев рассказал о проблеме с использованием БАМа. «Это узкое место и та программа, которая принята по его расшивке, и которую надо было выполнить очень давно, должна включать погранпереход».
Алексей Шило, ответил, что данная программа утверждена Правительством и находится на особом контроле у Президента, она обеспечена всеми необходимыми ресурсами. «Строительство идет по плану и до конца года мы с 144 млн тонн провозных мощностей выйдем на 158», – сказал Алексей Шило.
Председатель совета директоров ПАО «Дальневосточное морское пароходство» Андрей Северилов считает, что ситуация в логистике на данный момент начинает стабилизироваться. «Мы заблаговременно, еще с 2020 года инвестировали в развитие порта «Владивосток», сейчас значительно увеличиваем мощности по обработке контейнеров и готовы к увеличению грузопотока. Вместе с нами развиваются и более мелкие порты. Просьба поддержать на государственном уровне реализацию программы по развитию портовой инфраструктуры в связи с большим объемом задач, который сейчас стоит», – сказал Северилов.
В помощь бизнесу «Дальневосточное морское пароходство» открывает новые маршруты, в частности, в мае запущена единственная прямая морская линия «Владивосток-Вьетнам», открыты новые порты в Японии, Китае, увеличивается судовая вместимость. По мнению Андрея Северилова «бизнесу нужно задуматься о контейнеризации производства по максимуму». Это увеличило бы экспортные возможности страны и упростило ситуацию на дорогах.
Председатель ООО «Новосталь-М» Иван Демченко считает, что «понятие логистики сегодня расширяется, появилась проблема с фрахтом, с объемом мощностей для большегрузных кораблей». Другой проблемой Демченко называет низкую скорость движения грузов из-за недостаточной инфраструктуры.
«В России средняя скорость движения груза составляет 8 км/ч, когда у зарубежных коллег это 40-45 кмм/ч. Это потому, что у них избыточная инфраструктура, а у нас недостаточная. Нам не нужно 45 км/ч, - хотя бы прийти к 15-20 км/ч. Плюс у бизнеса сегодня есть необходимость перестраивать систему продаж, поскольку есть проблемы не только с доставкой, но и с приёмом платежей», – отметил спикер.
Выискивая новые способы доставки грузов, российские логистические компании сталкиваются с рядом проблем, которые нужно оперативно решать. Бизнес отмечает, что государство может оказать помощь во многом: от переговоров по пропуску через погранпереходы до введения для логистики льготного режима налогообложения.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов отметил в своем выступлении, прежде всего, сложности, с которыми столкнулась важнейшая металлургическая отрасль - «это проблемы с экспортом, закрытием отдельных западных рынков, просевшим внутренним потреблением».
«Меня порадовала предложенная заместителем председателя правительства России Маратом Хуснуллиным инфраструктурная программа. Она содержит массу мероприятий с привлечением государственных и частных инвестиций. Ее утверждение создаст спрос для многих отраслей. Мы ждем решение о строительстве новых веток нефтепровода, это повлечет за собой большое потребление трубной продукции. Мы возвращаем решение по субсидированию экспорта металлургической продукции., и субсидирование импорта. Планируется докапитализация фонда развития промышленности», – сказал Виктор Евтухов.
Подводя итог дискуссии, директор АИРР Иван Федотов отметил, что «участники рынка ждут сегодня от государства улучшений транспортной инфраструктуры, инвестиций, регулирования, межправительственных договоренностей. Государство же в ответ рассчитывает на прозрачные механизмы работы и соблюдение правил игры. От консолидации усилий государства и игроков рынка выиграют все».
По его мнению, «нынешний кризис поможет найти новые оптимальные решения, как и пандемийный кризис, при котором, несмотря на общую негативную динамику, был и положительный эффект, например, ускоренная цифровая трансформация».
Напомним, что делегация АИРР принимает активное участие в XXV Петербургском международном экономическом форуме. На стенде Ассоциации в павильоне ПМЭФ с 15 по 18 июня состоится более 120 деловых встреч и подписаний. Директор АИРР Иван Федотов проводит на форуме сессии блока: «Экономика России: новые задачи и горизонты», посвященные вопросам организации транспортных потоков и адаптации строительной отрасли и ЖКХ к новым экономическим условиям.