Nokia — ведущий производитель мобильных телефонов в мире (по данным Gartner за третий квартал 2007 года, доля корпорации на мировом рынке — 38,1%). Выручка компании за третий квартал 2007 года составила 12,9 млрд евро, чистая прибыль — 1,56 млрд евро, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 28 и 85% соответственно.
Facebook — вторая по величине социальная сеть в мире, количество активных пользователей составляет 61 млн (лидер — MySpace с 300 млн учетных записей). Первые инвестиции — 500 тыс. долл. — проектом были получены в год основания (2004-й), в 2005 году социальная сеть получила от Accel Partners 12,5 млн долл. Капитализация социальной сети на сегодняшний день составляет около 15 млрд долл.
Nokia и Facebook работают над интеграцией мобильной версии социальной сети в телефоны финской корпорации. В интерфейсе трубок Nokia, предположительно, появится иконка для доступа к интернет-проекту. Кроме того, Nokia, возможно, ведет переговоры и о приобретении доли в социальной сети, передает Der Spiegel.
В октябре 2007 года долю в 1,6% Facebook приобрел Microsoft — сумма сделки составила 240 млн долл. В Nokia РБК daily заявили, что компания не делала объявлений о соглашении с Facebook и не будет комментировать слухи. В Facebook не ответили на запрос РБК daily.
«Для Facebook вхождение Nokia в капитал было бы положительным моментом. В данном случае речь идет даже не столько о получении денег. За счет предустановки на телефоны социальная сеть может существенно увеличить число своих пользователей. Конечно, это может повлечь за собой многочисленные иски потребителей, но сотрудничество все равно остается перспективным», — считает Элина Юрина, директор Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам».
Если Facebook получит от Nokia инвестиции, они могут быть направлены главным образом на географическую экспансию, считает г-жа Юрина. Борис Овчинников, руководитель отдела исследований компании СУП (владеет LiveJournal) заметил, что появление Facebook на мобильных телефонах Nokia итак позволит социальной сети начать экспансию в общемировом масштабе — сотрудничество, например, с Motorola (работает преимущественно в США) или LG (хорошо представлена в основном на азиатских рынках) не дало бы такого эффекта. «Соглашение является подтверждением общей тенденции — классический веб постепенно сливается с мобильными устройствами, в дальнейшем партнерств такого рода будет появляться больше», — заключил г-н Овчинников.
Для Nokia это уже не первая сделка на интернет-рынке — в июле прошлого года финская компания приобрела сервис обмена мультимедиафайлами Twango (сумма сделки составила примерно 100 млн долл.). Кроме того, в июне корпорация вложилась в онлайн-видеосервис Kyte.tv (сумма инвестиций неизвестна), а в августе 2006 года приобрела Loudeye, разработчика платформ и услуг в области распространения цифровой музыки (сумма сделки — около 60 млн долл.).
Валерия Комиссарова