Цифровая трансформация продолжает набирать обороты во многих отраслях российской экономики, порождая спрос на ИТ-услуги. Основными факторами, стимулирующими цифровую трансформацию, являются возрастающая конкуренция и возможности роста на новых рынках, эволюционирующие предпочтения и поведение клиентов и сотрудников, а также новые стандарты и нормативные акты. Основные сложности цифровой трансформации по-прежнему связаны с ограниченными бюджетами, недостатком компетенции и опыта, управлением преобразованиями и измерением экономического эффекта.
Последние несколько лет крупнейшие российские компании активно развивают свои внутренние ИТ-структуры. Эти подразделения все чаще предлагают экспертные знания на внешнем рынке, отбирая часть бизнеса у традиционных поставщиков ИТ-услуг, многие из которых испытывают проблемы с денежными потоками и больше подвержены воздействию экономического спада, вызванного COVID-19.
Вспышка коронавируса резко изменила экономическую обстановку и условия ведения бизнеса в стране в марте 2020 года и окажет серьезное негативное влияние на рынок ИТ-услуг в текущем году. Конечные потребители стали более осторожными, что сказывается на их расходах на технологии и услуги. Некоторые компании приостановили крупные проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры и вместо них переключились на улучшение существующих систем и стали больше пользоваться облачными сервисами.
Российский рынок ИТ-услуг переживет спад в 2020 году. В сложившихся условиях наибольшим спросом со стороны заказчиков будут пользоваться облачные технологии и связанные с ними такие категории ИТ-услуг, как хостинг обслуживания и администрирования ПО и хостинг инфраструктурных услуг. Сложная экономическая ситуация послужит сдерживающим фактором в отношении долгосрочных проектов системной интеграции. Услуги консалтинга, кастомизации и разработки заказного ПО будут пользоваться спросом у заказчиков, активно вовлеченных в процессы цифровой трансформации и импортозамещения. Услуги аутсорсинга будут играть все более важную роль и меньше пострадают от экономического спада.
«Информационные технологии и связанные с ними услуги уже помогли миллионам людей сохранить рабочие места, позволив переключиться на удаленную работу в период самоизоляции. Кризис, несмотря на его ущерб российской экономике, в конечном счете будет стимулировать развитие рынка ИТ-услуг. Он станет фактором, способствующим появлению новых бизнес-инициатив, усилит конкуренцию, активизирует организационные изменения и откроет новые возможности для роста», — отметила Наталья Виноградова, менеджер программ исследований, IDC Россия и СНГ.