Искусственный интеллект займется развитием сетей и научится зарабатывать — будущее телекома в исследовании «Ростелекома» и Huawei

«Ростелеком» и Huawei представляют исследование «Автономные сети: анализ технологий, эффективности и применений», подготовленное совместно с аналитической компанией J’son & Partners Consulting.

Исследование подтверждает, что в долгосрочной перспективе не существует альтернативы полной автоматизации развития и управления сетями на всех уровнях, которая предполагает тотальную замену ключевых процессов на автономные и интеллектуальные. Определяющую роль в производственных и бизнес-процессах операторов станет играть потребитель, который сам будет управлять параметрами и ценой услуги. А искусственный интеллект (ИИ) начнет предлагать персонализированные сервисы и тарифы под потребности клиента, причем в конкретное время и в конкретном месте.

Управление автономными сетями происходит с помощью программных приложений, использующих алгоритмы искусственного интеллекта. Пока сети настраиваются инженерами с использованием базовых инструментов автоматизации: например, подсказок и рекомендаций по изменению параметров мощности, покрытия сети или скорости передачи данных. Но вскоре они будут практически полностью управляться ИИ и вмешательство человека потребуется лишь в исключительных случаях. Необходимость повышения автономности связана с быстрорастущей сложностью организации и управления сетями связи. Если в сетях четвертого поколения (LTE) количество параметров настройки измерялось десятками, то в сетях пятого поколения (5G) этих параметров стало многократно больше, так что управлять ими вручную уже не получится.

По оценке J’son & Partners Consulting, экономический эффект от реализации концепции автономных интеллектуальных сетей (АИС) в мировом масштабе может превысить 800 млрд долларов США в год, если операторы перейдут на уровень L4/L5 (высший в классификации), который подразумевает полную автономность (уровень L0 — все процессы только под контролем человека). Сумма включает как экономию на операционных затратах (например, интеллектуальные системы энергосбережения позволяют оптимизировать потребление электроэнергии), так и дополнительную выручку, которая появляется благодаря повышению гибкости использования ресурсов и новым сервисам с добавленной стоимостью.

Чем выше степень автоматизации, тем больше экономический эффект. При переходе на частичную автоматизацию (L1/L2) эффект оценивается «всего» в 6 млрд долларов, а на уровне L3/L4 — уже в 149 млрд долларов. В условиях, когда выручка от базовых телеком-сервисов не увеличивается, а возможности для снижения операционных затрат исчерпаны, переход на АИС — фактически единственный вариант для роста бизнеса и рентабельности операторов.

В исследовании будущее функционирование телеком-сетей сравнивается с тем, как устроены облачные сервисы. Рынок сервисов облачных вычислений (услуг, которые монетизируют вычислительную, а не коммуникационную инфраструктуру) стремительно растет. Исследовательская компания Gartner оценивает среднегодовой рост (CAGR) глобального рынка IaaS и PaaS на уровне 33% в период 2019–2022 годов. Но облачная модель требует высокого уровня автоматизации всех производственных и бизнес-процессов. По заключению аналитиков, если операторы научатся предоставлять сетевую инфраструктуру по модели облачного сервиса (так называемой Network as a Service, NaaS), то, вероятно, они смогут преодолеть стагнацию и начать наращивать выручку в этом сегменте двузначными темпами на протяжении многих лет.

По оценкам J’son&Partners Consulting, в случае коммерческого успеха концепции распределенных облачных вычислений, уже в 2022 году объем глобального рынка NaaS может достигнуть 76 млрд долларов, а в 2025 году вырасти до 600 млрд долларов. А при успешной цифровой трансформации отраслей реального сектора мировой экономики объем потребления услуг NaaS может превысить 900 млрд долларов в 2030 году.

«Переход к автономности и широкому использованию технологий искусственного интеллекта диктует изменение требований к услугам и рост сложности сетей. Управлять инфраструктурой и процессами становится все сложнее — и чем дальше, тем быстрее. Если в LTE количество параметров для настройки сети измерялось десятками, то в 5G их уже сотни и каждый из них может быть критическим для конкретного пользователя в данном месте и в данное время. Выполнить эти настройки вручную уже не просто сложно — это невозможно. Наше исследование показывает, что сегодня понимается под концепцией АИС и на каких этапах ее внедрения находятся мировые операторы. Некоторые традиционные операторы уже начали переход к автономности сетей, но большинство пока не готовы к этим изменениям, а значит, они рискуют уступить рынок более гибким и амбициозным новичкам», — отметил старший менеджер по маркетингу Huawei в регионе Евразия Павел Сиротинкин.

«Расширение использования цифровых технологий и рост требований со стороны пользователей меняют подходы к разработке новых сервисов и тарифов, которые во многом становятся индивидуальными. В свою очередь из-за стремительного роста количества и характеристик услуг усложняется управление. Традиционные услуги уже не обеспечивают операторам ощутимого роста выручки, поэтому нужны новые сервисы, которых так ждут клиенты. И под них требуется другое качество управления процессами на всех уровнях — переход от ручного управления к искусственному интеллекту. Человек будет определять цели, а способы их достижения предстоит находить “машинам”», — сказал директор по стратегическим программам и инновационному развитию «Ростелекома» Алексей Митькин.

Исследование «Автономные сети: анализ технологий, эффективности и применений» доступно по ссылке.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Инновации

Ключевые слова: Huawei, Ростелеком, исследование рынка, Искусственный интеллект