Так, если год назад одним из важных советов по распознаванию фишинговой страницы была проверка наличия SSL-сертификата (присутствие HTTPS в адресной строке), то сегодня это точно не гарантирует безопасность. SSL-сертификаты все чаще встречаются на фишинговых страницах. Например, это могут быть бесплатные 90-дневные сертификаты центров Let’s Encrypt и Comodo, получить которые очень просто. Кроме этого, фишинговые страницы часто располагаются на взломанных сайтах, обладающих необходимыми сертификатами. Наконец, мошенники продолжают активно использовать веб-хостинги с SSL-сертификатом для размещения фишингового контента.
Стало труднее доверять и другому важному правилу — всегда проверять написание домена. Фишеры активно эксплуатируют кодировку Punycode, которая используется браузерами для представления символов Unicode в адресной строке. Однако если все символы имени домена принадлежат набору символов одного языка, браузер отобразит их не в формате Punycode, а на указанном языке. Мошенники подбирают символы, максимально похожие на латинские, и составляют из них доменное имя, похожее на домен известной компании. Фишерам не всегда удается подобрать абсолютно идентичные символы, но выглядят они все равно довольно убедительно: например, легко перепутать обычную m и такой же символ с маленькой точкой внизу. Кроме того, такие домены сложнее обнаружить по ключевым словам.
«В техническом отношении фишинг действительно становится более изощренным и продвинутым — попасться на удочку мошенников все легче, поэтому нужно быть особенно осторожными при переходе по ссылкам как от незнакомых, так и от знакомых источников. Что касается ключевых тем, которые эксплуатируют злоумышленники — как и прежде, чаще всего это главные события новостной повестки. Мы предполагаем, что в ближайшем будущем нас ждут рассылки с упоминанием Чемпионата мира по футболу, выборов президента России и других событий. А учитывая привлекающую киберпреступников финансовую составляющую, в 2018 году можно ожидать роста как мошеннического, так и фишингового «криптовалютного» спама», — добавила Надежда Демидова, ведущий контент-аналитик «Лаборатории Касперского».
Среди главных цифр и тенденций, которые выделяют аналитики за 2017 год: