Один из самых масштабных проектов внедрения ГК ADVANTA за 17 лет: кейс компании «Аэрофлот»

Проект внедрения длился 2 года, автоматизировано 15 процессов управления ИТ-проектами, системой пользуются 37 департаментов авиакомпании, обучение прошли более 300 пользователей.

В 2019 году ГК ADVANTA приступила к внедрению корпоративной системы управления проектами для Группы «Аэрофлот» – лидера гражданской авиации России и одного из крупнейших авиахолдингов мира. Функциональным заказчиком проекта выступило руководство Департамента управления проектами авиакомпании.

Аэрофлот в цифрах и фактах:

  • 17 марта 1923 года – дата основания
  • №1 в России
  • 4 место в Европе
  • 14 место среди мировых авиакомпаний
  • Признан самой пунктуальной авиакомпанией в мире (2019)
  • Вошел в тройку крупнейших перевозчиков Европы по количеству выполненных рейсов (2020)
  • Признан лучшей авиакомпанией в Восточной Европе (2021, восемь раз подряд)
  • 4-е место по цифровизации среди авиакомпаний мира

Как Группе «Аэрофлот» это удается? Топ-менеджмент авиакомпании делает ставку на новые информационные технологии, видя в них мощное средство повышения экономической эффективности и качества обслуживания клиентов. В процессе выполнения программы цифровой трансформации «Аэрофлот» ведет большое количество перспективных ИТ-проектов.

Предпосылки автоматизации процессов

Для реализации этих проектов в рамках стратегии, разработанной до 2028 года, в компании были внедрены:

  • Корпоративный стандарт (СТО ИТ 30.13), четко регламентирующий все этапы жизненного цикла ИТ-проектов – от инициации идеи до ввода проекта в эксплуатацию;
  • Проектный офис, оказывающий руководителям проектов методологическую поддержку и контролирующий ход ведения ИТ-проектов и инициатив.

Алексей Зотов, заместитель директора Департамента управления проектами Группы «Аэрофлот»:

«В нашей компании цифровая трансформация идет с 2009 года. Мы работаем на международном рынке и должны быть конкурентоспособными, чтобы сохранять лидерство. С другой стороны, это компания с госучастием, и у нас достаточно строгие корпоративные процессы. Мы вынуждены работать в нормативных рамках, в том числе и в плане развития ИТ-систем.

Аэрофлот развивает решения для всех сфер деятельности, поэтому цифровая инфраструктура авиакомпании представлена целым рядом таких систем.

На базе департамента управления проектами работает проектный офис. Его цель – обеспечить организационный и методологический контроль реализации проектов с использованием современных цифровых решений. Это центр компетенций по управлению всеми ИТ-проектами авиакомпании. Он также работает по определенным правилам, которые «зашиты» в стандарте управления проектами».

Почему решили что-то менять?

Несмотря на наличие регламентов, документы и отчеты по проектам готовились участниками проектных команд в разных форматах и с разным качеством. Топ-менеджерам приходилось тратить много времени и ресурсов на сбор информации по отдельным проектам и всему портфелю в целом.

Руководству компании был необходим инструмент для автоматизации

процессов управления ИТ-проектами и поддержки принятия решений при реализации инициатив. Рассмотрев множество вариантов, заказчик предпочел ИТ-решение на базе платформы ADVANTA по ряду критериев:

  • Функциональность – возможность автоматизации сложных бизнес-процессов и гибкость в рамках согласованных и принятых ранее регламентов и методологий
  • Возможность развития функционала и масштабирования на другие подразделения компании
  • Отечественная разработка
  • Возможность интеграции со смежным ПО
  • Готовность к адаптации и доработкам платформы для достижения целей проекта внедрения

Какие цели ставил Аэрофлот перед внедрением системы?

1. Поддержать процессы принятия решений по ИТ-проектам и инициативам:

  • обеспечить руководство информацией, необходимой для принятия решений
  • обеспечить участников проектной деятельности единым набором правил, методов и инструментов

2. Автоматизировать сбор отчетности и данных для контроля инвестиций, выделенных на реализацию проектов

3. Обеспечить контроль эффективности выполнения инициатив и возврата инвестиций в ИТ-проекты

4. Скоординировать действия нескольких департаментов ИТ-блока компании

Что было сделано в процессе реализации проекта внедрения ADVANTA?

  • Настроено комплексное ИТ-решение, включающее в себя крупные контуры – основные компоненты проектного управления, модуль управления финансами.
  • Система адаптирована под процессы принятого стандарта, которые нельзя изменить.
  • Учтены высокие требования заказчика к системе: действия пользователей выполняются в один клик / без нажатия кнопок.
  • ИТ-решение интегрировано с действующими системами авиакомпании (Active Directory, JIRA, SAP ERP). Также произведена уникальная интеграция с СЭД, обеспечивающая своевременную передачу событий о поступлении документов в систему.
  • Адаптация платформы проходила за счет настроек и триггеров-уведомлений. На проекте задействовано 150 (!) автоматизированных сценариев, позволяющих вести пользователя по процессу управления проектом при помощи экспертных подсказок.

Примеры уникальных функций, реализованных в системе

  • Поддержка выполнения процесса управления ИТ-проектами при помощи уведомлений пользователя о дальнейших действиях в системе
  • Автоматическое заполнение карточки инициативы или проекта
  • Выгрузка презентаций и отчетов из системы в PDF
  • Автоматизация формирования документов из системы
  • Автоматическое создание и завершение контрольных точек в системе по событиям из СЭД
  • Отправка инициативы на рассмотрение проектному офису
  • Автоматическое создание задачи и назначение исполнителя
  • Автоматическое определение ответственного ИТ-подразделения, РП, заинтересованных сторон
  • Блокировка плана-графика от изменений

Алексей Зотов, заместитель директора Департамента управления проектами Группы «Аэрофлот»:

«Реализована инструментальная поддержка процессов управления проектами на базе отечественной платформы ADVANTA – автоматизированная информационная система поддержки реализации инициатив и проектов (АИСПРИ). Это система, которой пользуются все заинтересованные лица – бизнес-заказчики, сотрудники проектного офиса, руководители и участники проектов. Соответственно, руководители проектов получают из нее статус-отчеты, а корпоративные органы – сводную информацию о проектной деятельности. А еще в ней мы отслеживаем финансовые планы по проектам и ведем проектные бюджеты».

Какие результаты были достигнуты?

1. Автоматизированы:

  • 15 процессов управления ИТ-проектами, за счет чего система обеспечивает бесшовный процесс управления проектами и ведет пользователя по процессу от и до.
  • бюджет проекта. Налажен сквозной финансовый процесс: бюджет формируется из системы автоматически и сопоставляется с фактом из других смежных ИТ-систем, есть возможность прогнозирования.
  • отчеты по реализации инвестпрограммы / постпроектный мониторинг. Сократилось время топ-менеджеров на получение сводного отчета по проектам и программам.
  • принятие типовых решений с участием нескольких подразделений.

Ускорился процесс принятия инициатив на всех этапах жизненного цикла: от идеи до конечной реализации проекта.

2. В системе размещены актуальные методологические документы, что снизило нагрузку проектного офиса по методической поддержке пользователей.

3. Обучено более 250 пользователей, сократилось до минимума количество производимых ими кликов и рутинных операций в системе.

4. ADVANTA успешно вписана в текущий ИТ-ландшафт авиакомпании, не нарушив равновесия.

Выводы

В масштабном проекте, который длился 2 года, команде ГК ADVANTA удалось применить новые решения и расширить функционал платформы.

Проект подтвердил и увеличил адаптивность и гибкость платформы ADVANTA, способной поддержать любые стандарты проектного управления. Даже базовый функционал системы закрыл большинство задач заказчика.

Специалисты ADVANTA выступили в новой для себя роли – генерального подрядчика, объединившего задачи и усилия нескольких подрядчиков, чтобы создать оптимальное решение для реализации целей клиента.

В пользу применения платформы ADVANTA на проекте сыграли ее российские «корни». Система разработана с учетом отечественного опыта управления проектами крупных корпораций и с успехом заменяет западные решения, менее адаптивные и более дорогостоящие.

По итогам проекта сформировано комплексное решение для автоматизации процессов управления ИТ-проектами для масштабирования на ИТ-Департаменты крупных компаний.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: автоматизация, внедрение, ИТ в транспорте