В рамках целого комплекса проектов расширения и повышения эффективности бизнеса компания на днях завершила перевод функций финансового планирования в облако Oracle Cloud. В чем заключается страхование будущего и каковы результаты одного из крупнейших облачных проектов в России, рассказал заместитель финансового директора «Росгосстраха» Евгений Ильин.
- Каковы основные приоритеты «Росгосстраха» в развития бизнеса в 2018 году? Насколько активно цифровизируется страховой бизнес?
- Приоритеты «Росгосстраха» определяются стратегией, которая у нас утверждена до 2021 года, когда мы будем отмечать 100-летие компании. Акционеры поставили перед нами высокие цели, и 2018 год – не исключение. За этот год необходимо провести массу инфраструктурных изменений. Мы начали несколько масштабных внедрений, и облачная система бюджетирования на Oracle – это один из шагов к тому, чтобы мы добились лидирующих позиций в различных сегментах рынка. Что касается цифровизации, все проекты, которые сейчас ведутся, на 90% связаны с IT. Все они построены на лучших технологиях, которые доступны в страховом бизнесе. Если в целом говорить о подходе компании к современным технологиям, к изменению IT-ландшафта, к цифровизации, то стратегические инвестиции к столетию компании составят порядка 5 миллиардов рублей.
- А какова роль финансового блока в цифровизации?
Роль финансового департамента заключается в том, чтобы «подавать снаряды» нашим коллегам, которые занимаются бизнесом, продают страховые продукты, урегулируют убытки. Мы должны обеспечивать их инструментарием планирования, инструментарием для предоставления им фактических данных, очень интерактивных и очень точных. Они - наши основные клиенты внутри компании, и мы должны обеспечить их всей полнотой информации для достижения и закрепления лидерских позиций.
- «Росгосстрах» использует облачный сервис Oracle Planning and Budgeting Cloud Service для автоматизации процессов бюджетирования и планирования. Почему выбрали облако и какие задачи решаете с его помощью?
- До внедрения Oracle Planning and Budgeting Cloud Service мы использовали Excel. Но для больших компаний, для специфических требований именно по бюджетированию, когда необходима глубокая аналитика, он не подходит. Поэтому было принято решение, что такой большой компании, как «Росгосстрах», необходимо быть современной и, в том числе, с точки зрения инструментов по бюджетированию.
Очевидные преимущества, которые дают облака, это отсутствие необходимости держать собственную инфраструктуру, IT-специалистов, поддержку «железа», менять это «железо» раз в пять лет, настраивать его, тюнинговать. И второе – это гибкость с точки зрения ресурсов. По сути, это виртуально неограниченные ресурсы, которые в любой момент может при необходимости предоставить облачная инфраструктура.
- А кто выступил инициатором перехода в облако?
- Инициатором выступила новая команда финансового блока. Современные требования, которые ставят перед нами акционеры, требуют фундаментального подхода к бюджетированию на «правильном» ПО. Вся компания чувствовала потребность в инструменте, который позволил бы планировать, контролировать планы конкретных подразделений и достигать поставленных целей.
- Каких результатов удалось добиться?
- Нам удалось завершить проект за 5 месяцев. Ресурсы, которые были задействованы в этом, – один архитектор-разработчик и несколько бизнес-заказчиков. За это время мы внедрили полный контур бюджетного процесса, но нам предстоит еще большой путь по доработкам и усовершенствованию. У нашей команды уже был опыт внедрения Oracle Hyperion - это дало нам возможность уложиться в такие короткие сроки и меньшими ресурсами. Благодаря этому факту и облачной инфраструктуре нам удалось почти не привлекать коллег из департамента информационных технологий на этот проект.
Цель проекта была предоставить правильный инструмент, настроить все процессы, правильно закодировать все формулы, необходимые для страхового бизнеса. KPI были поставлены именно в терминах успешного предоставления необходимых интерфейсов и организации их работы таким образом, чтобы все итоговые формы планирования работали правильно. Смысл в том, что весь бюджетный процесс должен проходить в системе, и все участники должны иметь возможность ввести в нее данные, функционально находящиеся в зоне их ответственности. Наша задача - обеспечить, чтобы они правильно легли в бюджетную модель, и удостовериться, что результат – по сути, плановый отчет о прибылях и убытках, бюджет движения денежных средств и баланс – формируются корректно и быстро.
- Бюджетирование 2018 года уже ведется в облаке? Как сотрудники восприняли новый инструмент?
- Бюджетирование 2018 года ведется в облаке, уже со второго месяца развертывания мы начали запускать пользователей в систему. На текущий момент мы бюджетируем в системе весь план продаж с детализацией для 1576 точек продаж.
Сотрудники на местах, особенно финансисты, были заинтересованы, чтобы у них появился хороший инструмент, в котором они могут проводить планирование. Во всех точках, которые мы имеем (а у нас еще остается планирование до уровня каждого агента), у нас 32 тысячи агентов. Сейчас среди пользователей облачного решения – заместители директоров филиалов по финансам и руководители каналов продаж филиалов, помимо тех пользователей, которые работают в центральном офисе.
- Сколько этих людей? Это по всей стране?
- По всей стране – это если говорить о людях, а функции у нас почти полностью централизованы. Их мы оцениваем в несколько десятков. К текущему моменту уже более 300 пользователей заведено в систему. Целевое значение на данном этапе – около 500 пользователей.
И у нас есть значительные планы развития системы на оставшийся год. Это углубление детализации планирования вплоть до каждого агента, разработка широкой нормативной базы, которая позволит с таким объемом агентов более инновационно подходить к процессу планирования.
- В процессе переноса бюджетирования в облако в какой степени вы стали IT-специалистом, а не только финансовым директором?
- Я «примерил» на себя роль IT, когда мы внедряли решение непосредственно в компании (on-premise). Сейчас без IT никуда. Все наши финансовые операции, все, чем мы работаем - это IT. Наши цифры хранятся в системах, а не записываются в гроссбух. Что касается облака, то наоборот, этот вариант почти не требует IT-навыков, кроме непосредственно настройки алгоритмов бюджетной модели. При этом важно было убедиться всем участникам процесса, что облака в той прикладной задаче, которая реализовывалась, достаточно безопасны, что они защищены.
- Вы посоветуете финансовым директорам вашего уровня переходить в облако?
- Конкретно по Oracle Planning and Budgeting Cloud Service – да, действительно, можно советовать использовать облако. Его сложно сломать или заставить работать медленно, оно постоянно обновляется. Одним прекрасным утром обнаруживаешь, что у тебя установлена новая версия и это произошло незаметно, в интерфейсе появился новый функционал, новые иконки, и при этом все, что было до этого сделано, не сломалось. Для тех, кто работает on-premise, переход с версии на версию – почти героический поступок, к которому компания обычно готовится заранее, «выгоняют всех из зала», «аккуратно в перчатках» трогают компьютер. С облаком такой проблемы нет.
- Какие еще инициативы вы реализуете для повышения эффективности бизнеса, лояльности клиентов и т.д.?
- В нашей стратегии стоит цель быть клиентоцентричной компанией, перестраивать все наши процессы и IT-системы для того, чтобы клиент был в центре. Не продукт, не продавец, не место продажи, не агент, а в первую очередь клиент. У нас все идет от клиента, и мы сейчас ведем несколько масштабных инфраструктурных IT-проектов: меняем бухгалтерскую систему, систему полисного учета, внедряем CRM. По большому счету, все основные системы сейчас совершенствуются. Главное - все инструменты заточены на то, чтобы клиенту было удобно, быстро и комфортно работать с нами.
- Используете ли вы технологии искусственного интеллекта? Насколько в страховом бизнесе и в вашей работе могут быть полезны блокчейн, машинное обучение, интернет вещей и др?
- Вопрос к той части меня, которая IT. Что касается машинного обучения, то мы планируем начать применять его в нашей компании уже в 2019 году. Эта технология может быть использована как для формирования продуктового предложения, так и для анализа убытков и выявления мошенничества. Мы также планируем начать применять технологии интернет вещей, конкретно телематику, в следующем году. Было бы интересно поработать со статистическими моделями, которые подстраиваются под статистику компании и помогают находить более эффективные сегменты среди наших клиентов, предлагать им удобные для них и интересные для нас по бизнесу продукты.
Таким образом все вышеперечисленные технологии в той или иной степени применимы к страхованию, хотя и не все - сегодня.
- В чем, на ваш взгляд, заключается страхование будущего?
- Время, когда появляются новые технологии, которые могут обрабатывать все больше и больше данных, позволяет нам качественно обслуживать наших клиентов, понимать, что им надо, доходить до каждого, предлагать каждому то, в чем он действительно нуждается, а не то, что зашито в стандартном продукте. Все это, с точки зрения развития технологий, помогает страхованию уже сейчас.