Заседания проводятся ежемесячно в Москве или в Санкт-Петербурге. По традиции мероприятие началось с процедуры голосования о приеме новых членов ассоциации. Президент РУССОФТ Валентин Макаров обратил внимание, что деятельность почти всех новоиспеченных участников объединения так или иначе связана с продуктами на основе искусственного интеллекта. По его словам, это верный признак того, что технологическое развитие ИТ-отрасли вышло на новый виток.
«Как разработчики попадают в актуальные тренды? Очень просто: они же их и создают. Сначала кто-то один выполнит успешное внедрение перспективной технологии, затем эстафету подхватывают другие участники рынка, и далее по цепочке: внимание прессы, общественности, государства. Многие вещи, кстати, которые мы сегодня считаем инновациями, зарождались еще в прошлом веке. Просто при том уровне производительности многое было физически невозможно реализовать (например, аналитику данных реального времени), а теперь это не проблема. Я считаю, чтобы быть успешными на рынке, молодым компаниям не стоит все время гнаться за популярными новинками. Они должны смотреть в будущее и сами его создавать. Яркий тому пример – тренд импортозамещения в ИТ. В нем ведущая роль досталась тем, кто начал свои разработки до возникновения тренда», – сказал Валентин Макаров.
В ходе заседания участники время от времени возвращались к теме импортозамещения, выдвигали предложения по улучшению процедур госзакупок ИКТ, формировали позицию ассоциации в отношении возможных изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие запрет на использование иностранного ПО. Особое внимание было уделено вопросу сотрудничества с нефтегазовым сектором. На сегодняшний день это самый крупный и перспективный сегмент для российского ИТ-рынка. Заказчики не просто открыты для внедрения отечественного ПО – они в нем критично нуждаются, поскольку зарубежные производители уже утратили часть своих рыночных возможностей из-за санкций.
По мнению руководителя ITPS Леонида Тихомирова, вопросы, которые сегодня волнуют РУССОФТ сложнее, чем могут показаться на первый взгляд. Цифровизация – это не только внедрение программ, инициатив и технологий. Это комплексная работа, затрагивающая все аспекты производства, меняющая сами принципы управления. И требующая комплексных компетенций. Одного импортозамещения здесь недостаточно.
«Сложившаяся на рынке ситуация способна дать хороший стимул для развития промышленных предприятий и ИТ-отрасли. Весь рынок ищет возможность сэкономить – и в ближайшие годы этот вопрос будет главным на повестке. Поэтому я считаю, что сейчас самое время инвестировать в ИТ. Это и есть самая настоящая разумная экономика, основанная на точной аналитике и оптимизации процессов. Кризисы проходят, а лидеры рынка всегда сфокусированы на эффективности, которая обеспечивает устойчивость бизнеса в любых условиях. Для достижения цели нужны серьезные организационные перемены, к которым надо подходить комплексно. И мы всегда готовы помочь своими подходами, наработками, экспертизой. Наша компания обладает практическим опытом достижения бизнес-эффектов на крупнейших мировых месторождениях. Мы четко понимаем, как наш продукт будет встроен в процессы, какой измеримый результат и на каком горизонте принесет», – подвел итог Леонид Тихомиров.
Генеральный директор СПО «Базальт» Алексей Смирнов подчеркнул, что отрасль нуждается в замещении всего стека технологий – начиная с «железа» и операционных систем и заканчивая телекоммуникациями, СУБД, СХД, прикладными программами и т.д. Причем все это должно быть конкурентоспособно по отношению к используемым ранее импортным решениям. Эксперт также рассказал о работе ассоциации с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ по формированию новых требований к ПО в Реестре в связи с «налоговым маневром» и появлением у Реестра новой функции – выполнять роль индикатора для льготы по НДС. Требования к ПО для этих двух случаев различаются. Есть существенные организационные изменения: вдвое сокращаются сроки рассмотрения заявок, в Экспертном Совете доля представителей ИТ-ассоциаций увеличивается до 70%. Прорабатываются дополнительные требования к ПО на базе свободного, чтобы в Реестр не попадали продукты, в разработке которых отечественный заявитель не участвовал.