Практики цифровизации назвали тренды цифровизации в отраслях

Ассоциация практиков цифровизации обобщила тренды цифровизации в логистике, агропромышленном комплексе, промышленной экологии, online-образовании и медиаиндустрии, обозначенные участниками заключительного открытого заседания Ассоциации практиков цифровизации (АПЦ) в 2020 году «ЦИФРА - кейсы и подводные камни 2020; точки роста 2021».

Президент АПЦ, Заместитель Генерального директора, куратор блока ИТ и технологии «СберЛогистика» Сергей Климаш открыл заседание заявлением, что в бизнесе пришла эра цифровых драконов – цифровых экосистем, способных обеспечить потребителей товарами и услугами «по кнопке» в течение ближайших 15-30 минут.  Он назвал 2020 годом смены парадигмы поведения потребителя, который более не желает подстраиваться под технологические циклы поставщиков товаров и услуг, а ориентируется исключительно на свое удобство и экономию своего ключевого ресурса - времени.

По мнению Президента АПЦ, 2021 год станет годом разрастания в стране инфраструктуры и создания информационных возможностей для обеспечения потребителя товарами on demand. Сергей поделился схемой построения такого цифрового дракона – многослойной программной инфраструктуры и экосистемы физических сервисов, скрепленные едиными процессами, интегрированными и использующими искусственный интеллект.

Сергей Чумак, глава комитета по стратегии АПЦ и партнер Strategy Partners, на примере кейса в агропромышленном секторе, в ГК «Черкизово» продемонстрировал, что если компания поставила целью занять позицию технологического лидера в своей индустрии на длительный период, то начать свой путь в цифровизацию ей следует со стратегии. Проработка стратегии позволила «Черкизово» найти на занятом рынке нишу, выстроить и полностью загрузить цифровой завод. Сергей, который вел этот проект в качестве члена совета директоров, директора по стратегии группы, раскрыл цепочку шагов в этом проекте. Теперь вопрос состоит лишь в том, готов ли будет кто-то из участников рынка агропрома продолжить заданный «Черкизово» тренд.

Business Agility как ключевой запрос к бизнесу, усиленный пандемией обозначил в качестве главного тренда Илья Никулин, глава комитета по маркетингу АПЦ, основатель и генеральный директор консалтинговой группы Techart. Потребителям нужна быстрая реакция бизнеса на изменения их запросов.

Илья отмечает, что в оцифровывающихся компаниях на первое место по важности выходят не технологии, а люди, которые могут принимать или не принимать изменения. Из опыта Techart, вследствие этого фактора сроки реализации аналогичных проектов в крупных промышленных компаниях могут разительно отличаться – от 3 месяцев до 2 лет. О том, как превратить людей из противников в союзников изменений, рассказала Оксана Набок, руководитель комитета по управлению изменениями АПЦ.

Клиентоцентричность, объединение customer и employee experience в единый total experience и интеллектуальный модульный бизнес Илья Никулин также выделил как тренды в цифровизации в 2021.

Юлия Зворыкина, заместитель директора института исследования и экспертизы Внешэкономбанка сообщила о нескольких трендах цифровизации в промышленной экологии:

  • климатические двойники для учета антропогенных изменений и углеродного следа,
  • использование цифровых денег для взаимодействия с международными институтами углеродных рынков,
  • BIM-технологии для контрактов жизненного цикла.


Большое количество новых трендов принесла пандемия в образовательную отрасль, о них сообщил Артем Мовсесян, руководитель междисциплинарной группы АПЦ, преподаватель РАНХиГС, МГИМО, сооснователь digital-академии Tetractys:

  • переход колледжей и университетов на онлайн-обучение,
  • переход на нано-обучение (короткими модулями),
  • объединение университетов для реализации специальных программ обучения,
  • виртуальное образование с помощью технологии 5G,
  • открытое образование (возможность обучения онлайн в свободное время),
  • использование искусственного интеллекта (чат-ботов и других адаптивных технологий),
  • обмен знаниями и опытом peer-to-peer,
  • персонализация обучения.  


Александр Михайлов, руководитель корпункта «ИТ и цифровизация» Информационного агентства «Интерфакс» выделил 4 цифровых тренда 2020 года, во многом обусловленных пандемией:

  • Закрепление удаленной работы в качестве основного способа работы
  • Снятие дискуссий вокруг использования работниками собственных устройств (вынужденное принятие BYOD, несмотря на риски ИБ)
  • Автоматизация рутинных процессов и искусственный интеллект, которые видятся как источник роста эффективности
  • Импортозамещение


Оксана Набок, глава комитета по управлению изменениями Ассоциации, управляющий партнер консалтингового агентства Train your brain, завершила заседание темой “Цифровая культура” и алгоритмом ее формирования. Внутренняя среда организации может оказаться “подводным камнем” или “точкой роста” в период внедрения изменений. Оксана Набок поделилась механизмами формирования инновационной культуры и выделила тренды на 2021: формирование цифровых компетенций во всей экосистеме организации, геймификация процессов обучения и мониторинга результатов, вовлечение команд через связь стратегии и ценностей организации с ценностями сотрудников. Золотая нить человеческого общения и формирование культуры доверия особенны важны при внедрении цифровых изменений в эпоху пандемии и добавляет организации устойчивости.

По сообщению Исполнительного директора АПЦ, зам. ген. Директора КРОК Вероники Гименез следующий год Ассоциация начнет с открытых дискуссий об Этическом кодексе в работе с искусственным интеллектом, об обеспечении организационной гибкости с помощью управленческих и технологических инструментов, об основных трендах в цифровой логистике.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: мероприятия