Ранее аналогичные исследования уже проводились нами в 2012, 2014 и 2016 годах, однако они касались международного роуминга. В этом году мы решили провести исследование среди путешествующих по России, что особенно актуально ввиду последних инициатив различных министерств и ведомств, касающихся отмены внутрироссийского роуминга.
Всего было опрошено 625 пассажиров. В выборку попали 193 абонента МТС, 169 абонентов «МегаФона», 152 абонента «Билайна», 98 абонентов Tele2 и 13 абонентов других операторов (Yota и других MVNO). Им задавались вопросы о цели поездки, каким тарифным планом и какого оператора они пользуются, пользовались ли они роумингом в поездке, осведомлены ли о стоимости услуг и опций, а также остались ли они довольны оператором.
Среди опрошенных оказалось 55,7% путешествовавших с деловыми целями и 44,3% — c личными (туризм, посещение родственников).
Выяснилось, что почти 93% абонентов пользовались своим телефоном в поездке по России, что значительно превышает проникновение международного роуминга. Остальные либо ранее уже сталкивались с повышенными списаниями за роуминг (2,4%) и поэтому в этот раз отказались от использования телефона в другом регионе. А 4,8% отключили телефон просто для того, чтобы полностью отдохнуть от разговоров и интернета.
76,3% опрошенных затруднились правильно назвать тарифный план, по которому они обслуживаются: как правило, абонент знает лишь оператора, а также размер абонентской платы. Судя по размеру абонентской платы, сообщаемой абонентами, а также используя данные от тех, кто называет тарифный план правильно (за правильный ответ засчитывалось и семейство ТП, например, «Все включено» или Smart), можно сделать вывод, что почти 89% путешествующих абонентов пользуются пакетными тарифными планами. Интересно, что тех, кто пользуется тарифами с поминутной оплатой, больше всего среди пассажиров, вернувшихся с курортных направлений (рейсы из Сочи, Анапы и Симферополя).
71,6% респондентов осведомлены либо о том, что в их тарифный план уже включено пользование услугами из пакета в других регионах России, либо о существовании тарифных опций, позволяющих за небольшую ежедневную абонентскую плату сделать стоимость услуг сопоставимой с домашним регионом. При этом среди тех, кто путешествует с деловыми целями, их доля достигает почти 77%.
Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства основных потребителей услуги внутрисетевого роуминга его существование проблемой не является, поскольку они и сейчас фактически не платят за него, т.к. он включен в предоплаченный пакет. Запрет для операторов взимать дополнительную плату за внутрисетевой роуминг коснется только крайне ограниченного числа абонентов, не являющихся в своей массе целевой аудиторией услуги.