SafeCrow — первый сервис эскроу в России

Интернет-ритейл появился в России сравнительно недавно, но возникнув, стал развиваться в буквальном смысле слова молниеносно — по крайней мере, значительно опережая те технические и правовые механизмы регуляции, которые могли бы поддерживать его в упорядоченном состоянии. В итоге на сегодняшний день число электронных рынков растет. Это и виртуальные торговые точки разных масштабов (от гигантов eBay и Aliexpress до небольших интернет-магазинчиков), и современные «комиссионки» (Avito.ru, UniBO.ru, «Юла»), и различные социальные и благотворительные проекты, и фриланс. Количество участников этих площадок исчисляется десятками миллионов, а систем, способных защитить их от мошенничества, по-прежнему единицы.

Если до недавнего времени потребители во многом уповали на Роспотребнадзор, то в новых реалиях его эффективность уверенно стремится к нулю. Дело в том, что этот орган призван регулировать отношения физических лиц с юридическими, и в этой плоскости определенными механизмами защиты, действительно, располагает. Но вот отношения физических лиц между собой в условиях электронной коммерции, можно сказать, до сих пор практически никак не регулируются. Из сколь-нибудь приемлемых способов защиты можно назвать лишь бесплатные юридические консультации (в рамках федерального закона N 324-ФЗ от 21.11.2011), которые помогают людям в правильном оформлении жалоб для обращения в судебные органы, но это, разумеется, капля в море при том объеме продаж, которые ежедневно осуществляются в интернет-пространстве.

Как известно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и участники электронной торговли пытаются использовать различные способы обезопаситься от рисков, используя себе во благо преимущества своей же среды. Например, существуют различные онлайн-ресурсы, где можно оставить жалобу на магазин или компанию (например, yell.ru, irecommend.ru, Яндекс-маркет, banki.ru и др.). Поскольку многие организации озабочены своей репутацией, то при наличии таких вот публичных претензий они решают проблемы клиентов гораздо быстрее и охотнее.

Но, опять же, этот метод защиты не является превентивным (обиженный клиент пишет жалобу не заранее, а по факту уже понесенного ущерба) и к тому же практически не затрагивает коммерцию в формате «с2», регулируя отношения между физическими лицами с одной стороны и юридическими — с другой, причем в основном в одной лишь сфере — сфере торговли.

Однако есть и еще одна большая группа риска — участники фриланс-деятельности, как исполнители, с которыми не расплатились за труд, так и работодатели, которые тоже нередко страдают от недобросовестности работников. Основная проблема любого фрилансера — получение оплаты за свою работу в полном объеме, но нередко нечестный заказчик отказывается платить за выполненный заказ оговоренную сумму, ссылаясь на некачественное исполнение, или не принимает работу вовсе. В отсутствие договора у исполнителя нет иной возможности получить оплату, кроме как посредством подачи иска в суд. Естественно, фрилансеру проще занести заказчика в черный список, чем терять время и деньги на долгие и далеко не всегда результативные судебные тяжбы.

Фрилансеры, как и покупатели, тоже стараются придумать какие-нибудь способы избежать лишних проблем и затрат. Так, часть из них настаивает на предоплате, но это, в свою очередь, отпугивает многих заказчиков: они не хотят платить за результат, который может оказаться непредсказуемым. В итоге развитие области, призванной упростить работу и тем, и другим, тормозится из-за взаимной недоверчивости и подозрительности.

Снизить остроту данной проблемы и в сфере торговли, и в сфере фриланса помогут гарант-сервисы, которые защищают обе стороны от риска неисполнения обязательств. Схема защиты сделки простая: заказчик вносит предоплату, и деньги за заказ сохраняются на счете сервиса до тех пор, пока фрилансер не выполнит работу, а заказчик ее не примет. Или — в случае с торговлей — покупатель делает платеж, который попадет к продавцу только после того, как покупатель получит от него свой товар и подтвердит его качество. Таким образом, каждому из участников сделки гарантируется полное исполнение другой стороной ее обязательств.

Одним из первых свои услуги в этой сфере предложил SafeCrow. Новаторство SafeCrow заключается в том, что это первый универсальный сервис, который не привязан к определенной платежной системе и не требует оформления конкретной карты/счета/кошелька. В случае претензии или жалобы от одной из сторон гарант берет на себя урегулирование спора посредством собственного арбитража, избавляя клиента от дополнительных затрат и необходимости обращаться в Роспотребнадзор или в государственные судебные органы.

На фоне общего отсутствия механизмов регулирования интернет-коммерции, осуществляемой физическими лицами, сервисы, подобные SafeCrow, представляют собой передовой, надежный и эффективный инструмент защиты. В условиях, когда денежные операции в Интернете проводятся все чаще и чаще, их развитие может стать прекрасным выходом из сложившейся непростой ситуации и облегчить жизнь миллионам потребителей из числа тех, кто привык быть всегда онлайн.

Тематики: Web

Ключевые слова: электронная торговля