Национальная система управления данными (НСУД) объединит в себе данные более 800 платформ, которые сейчас действуют в России. Сведения из государственного регистра населения, реестров юридических лиц, недвижимости, транспортных средств, данные паспортов граждан и сведения системы обязательного пенсионного страхования не будут физически перемещаться в единое цифровое хранилище, но будут автоматически подгружаться на всех онлайн-сервисах. Иными словами, НСУД ускорит длительную верификацию, а также сделает легко доступными более 80 петабайт данных из Федерального регистра населения, Единых государственных реестров юридических лиц, недвижимости, транспортных средств, пенсионного фонда и других государственных структур. С учетом того, что в ближайшие пять лет этот объем должен увеличиться в два раза, единая система их классификации, хранения и использования будет удобна для всех пользователей.
Кроме того, на сегодняшний день в базах данных различных ведомств РФ содержится не полностью актуальная информация, а изменения не всегда загружаются вовремя. Единая цифровая платформа позволит следить за достоверностью, актуальностью и непротиворечивостью данных различных государственных информационных ресурсов. Еще одно преимущество НСУД - оперативное получение сведений из разных хранилищ, что сделает более комфортным и быстрым для граждан процесс сбора документов, например, для продажи недвижимости или движимого имущества. Плюс ускорится обмен данными между госструктурами.
Внедрение объединенной цифровой базы данных будет проходить в пять этапов: формирование федерального регистра пользователей, создание цифрового профиля гражданина, добавление адресной информации (прописка), формирование паспортов муниципальных образований и разработка аналитической платформы.
Несмотря на все преимущества, первые тесты НСУД выявили наличие системных проблем в госрегулировании работы данной системы. Нормативное обеспечение, которое требует доработки, и дублирование функций при межведомственном взаимодействии – основные недостатки существующего варианта единой системы. В 2021 году эти несоответствия в НСУД будут устранять при помощи 5 комплексных проектов по управлению данными, которые сейчас находятся на обсуждении в Правительстве РФ.
В то же время, неудачное проектирование и внедрение единой системы управления данными, может стать причиной для ряда проблем. Основная из них связана с тем, что вся работа ведомств и их информационных систем будет зависеть от общей системы, и сбои в ней могут привести к катастрофическим последствиям. Крайне важно подойти к проектированию данной системы в разрезе строительства геораспределенной катастрофоустойчивой системы. Кроме того, при прохождении регистрации, во время загрузки всех данных о пользователе из разных баз возможна кража персональных данных россиян, поэтому обеспечение конфиденциальности и целостности персональных данных граждан – приоритетная задача в реализации проекта.
Безусловно, идея создания единой платформы национальной системы управления данными – новаторская и ее внедрение действительно упростит для россиян процесс получения государственных услуг и оформление документов. В то же время вопросы технической готовности платформы и защиты данных не теряют актуальности. Поэтому сейчас в работу НСУД вносятся коррективы, которые обеспечат минимум действий со стороны пользователя при получении услуг: отсутствие ручного ввода и ответов на вопросы, дополнительного заполнения данных из цифрового профиля. Кроме того, потребитель не должен предоставлять целый список документов – в этом и заключается смысл работы НСУД, что вся информация о гражданине заполняется автоматически.