Суть защиты сводится к регулярному аудиту этих самых систем и приложений, которые банки используют при открытии вкладов, выдаче кредитов, оформлении и ведении счетов физических и юридических лиц.
В частности, документ обязывает банки один раз в год проводить анализ уязвимостей в ПО с привлечением лицензированных аудиторов по технической защите конфиденциальной информации. И один раз в два года – оценивать соответствие уровня защиты информации требованиям ГОСТа.
У банков уже есть кипа международных, федеральных и отраслевых документов с обязательными требованиями к защите данных. Поэтому банковский сектор в целом лучше других отраслей защищен от киберрисков и инсайдерских угроз. Однако, как показывает свежее исследование, 54% банков уязвимы к хищению клиентских денег. Сразу отмечу, эта цифра связана с правилами игры на рынке, а не с тем, что банки не могут выстроить надежную защиту. Им нужно быстрее запустить услугу или новый продукт – и вопрос безопасности отходит на второй план.
Возможно именно поэтому к длинному набору требований добавилось еще одно – привлекать на аудит внешних подрядчиков. Все логично, аудитор со стороны оценит ситуацию непредвзято, и это пойдет компании на пользу. Но толковые банки итак привлекают внешние команды для оценки уязвимостей и поиска проблемных мест в цифровой защите. То есть те банки, которые действительно беспокоятся об уровне ИБ и своей репутации, уже выполняют требования Центробанка без дополнительных распоряжений.
А вот для банков или их отдельных подразделений, которые подходят к вопросу безопасности формально, документ ЦБ лазейку не закрывает. Положение не дает никаких четких требований к методикам проверки, и по факту банк может выбрать ту компанию, которая обеспечит требуемый от нее результат.
По этой причине положение ЦБ выглядит здравым, но недостаточно директивным. Оно вводит новый процесс, описывает его цель и желаемый результат, а как этот результат должен быть получен – не сообщает. Это создает поле для разночтений. Поэтому важно не погубить хорошую идею посредственной реализацией.
Автор – руководитель отдела аналитики «СёрчИнформ» Алексей Парфентьев