«ТМТ Консалтинг» представил рейтинг ШПД B2C за первый квартал 2020 года

По предварительным данным «ТМТ Консалтинг», в 1 квартале 2020 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России достигло 33,6 млн, проникновение превысило 60%. Объем рынка составил 36,5 млрд руб.

В 1 квартале 2020 года число абонентов увеличилось на 0,5% по сравнению с 4 кварталом 2019, выручка – на 0,9%. ARPU увеличился на 1 руб. до 363 руб.


В целом в 1 квартале 2020 года на рынке сохранялись сезонные факторы, характерные для начала года. Меры, принимаемые в связи с объявленной ВОЗ пандемией Covid-19, такие как введение режима самоизоляции и переход части граждан к удаленной работе, в полной мере вступили в силу уже во втором квартале 2020 года. На B2C-рынке в этот период операторы отметили рост спроса на услуги ШПД и платного ТВ, увеличение объема трафика, рост популярности пакетных тарифов.

В прогнозном периоде приостановка работы значительного числа предприятий и кризисное положение ряда отраслей могут также оказать влияние на рынок. Тем не менее, по опыту предыдущих кризисных периодов в российской экономике, в B2C-сегменте кризис мало что меняет в поведении пользователей - услуга является фактически базовой, а ее стоимость невелика. Как правило, расходы на доступ в интернет составляют незначительную долю в бюджете домохозяйств. Вместе с тем, на фоне ухудшения общей экономической ситуации, роста безработицы и снижения покупательской способности вероятен отказ части домохозяйств от услуги фиксированного ШПД в пользу мобильного интернета или переход на более дешевые тарифы в целях экономии.

ТОП-5 интернет-провайдеров по итогам 1 квартала 2020 года формирует 71% абонентской базы широкополосного доступа в интернет в B2C-сегменте в России.

  • Лидерские позиции по показателям прироста абонентской базы в 1 квартале 2020 года заняла компания МТС, число ее пользователей выросло на 78 тыс. (на 2,2%). Рост обусловлен, в частности, популярностью конвергентных тарифов компании. Абонентская база выросла как в регионах, так и в Москве и Московской области (МТС активно расширяет сеть и увеличивает абонентскую базу в Подмосковье).
  • «ЭР-Телеком» увеличил число своих пользователей в 1 квартале 2020 года на 59 тыс. (1,5%). В частности, рост связан с приобретением компании «Новые Телесистемы» (Томск).
  • Количество ШПД-абонентов «ВымпелКома» увеличилось в 1 квартале на 41 тыс. или 1,6%. При этом абонентская база конвергентных предложений превысила 1,4 млн пользователей, доля клиентов FMC в общей абонентской базе ШПД составила 52%. Росту также способствовало расширение охвата сети за счет активного строительства в 2019 году.
  • Крупнейший российский оператор ШПД «Ростелеком» увеличил свою абонентскую базу на 40 тыс. абонентов (или на 0,3%).


На московском рынке проникновение по итогам 1 кв. 2020 года составило 88%, число абонентов приблизилось к 4,3 млн. Объем рынка составил около 4,2 млрд руб. Крупнейшими операторами являются МТС (МГТС), «Ростелеком», «Акадо».

Тематики: Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: широкополосный доступ, исследование рынка, TMT Консалтинг