Почти половина опрошенных (49%) сразу смогли распознать злоумышленника. По мнению россиян их выдает то, что они представляются сотрудниками банка или МВД, так считают 40% и 22% респондентов соответственно. Каждый пятый (20%) чувствует неладное, когда позвонившие просят предоставить персональные данные, 15% — когда звонок поступает якобы от известного голосового помощника.
Самые распространенные схемы телефонного обмана россиян такие: звонившие сообщали о том, что поступил запрос о переводе большой суммы денег со счета абонента (28%), о том, что на человека хотят оформить кредит (23%), или уведомляют о крупном выигрыше (17%).
Почти треть респондентов (28%) заявили, что пострадали от действий мошенников, потратив на них свое время, 17% перенервничали из-за благополучия близких. 16% опрошенных испугались, что с их счета была списана крупная сумма, а 7% действительно потеряли деньги.
Чтобы обезопасить себя от спама и мошенников треть опрошенных игнорируют вызовы с неизвестных номеров, столько же — используют специальное приложение с определителем номера, которое маркирует подозрительные вызовы. 19% респондентов заносят номера злоумышленников в черный список, 9% — поддерживают разговор с мошенником, чтобы вывести его на чистую воду, 4% — на все соглашаются и дают неверные данные банковской карты.
Антон Карпов, директор по безопасности Яндекса:
“В июле каждый пользователь определителя номера в приложении Яндекс получил порядка 25% звонков с неизвестных номеров. По нашим данным в среднем 43% вызовов с незнакомых номеров — нежелательные. Если вы получили подобный звонок с номера, которого нет в ваших контактах, мы рекомендуем отправить отзыв в приложение Яндекс. В таком случае информация о нем пополнит базу данных определителя, и в дальнейшем вызовы с этого номера будут маркироваться как нежелательные или рекламные”.
Оставить отзыв о нежелательном звонке в приложении Яндекс легко: достаточно нажать на кнопку “информация” в списке вызовов, потом выбрать опцию “поделиться контактом”, далее “проверить в Яндексе” и присвоить звонку соответствующую категорию (рекламный звонок, звонок из компании из сферы обслуживания или попытка мошенничества).
Исследование было проведено в июле 2022 года, опрошено 1559 респондентов старше 18 лет из всех регионов страны
A2:Research – онлайн-сервис для проведения маркетинговых исследований на основе онлайн-опросов. База верифицированных респондентов А2 насчитывает 600+ тысяч жителей России.