Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) провела опрос среди сотрудников отечественных IT–компаний. Согласно полученным данным, число тех, кто видит будущее сферы в позитивном ключе, растёт и составляет 45,3%. Доля тех, кто ожидает негативных последствий в той или иной степени, составляет 44,2%. Такой же опрос проводился летом 2022 года, и тогда 50,7% ожидали негативных перспектив и только 39,7% — позитивных.
Тревожная кнопка
Параллельно с этим снижается количество работников IT–сферы, которые склонны позитивно оценивать собственное профессиональное будущее и карьерные перспективы. Если в летнем опросе таковых было 45,2%, то сейчас оптимистов оказалось заметно меньше — 30,1%. При этом появилась новая категория респондентов, которые находятся в состоянии неопределённости (14,5%). Они готовы использовать свою энергию для создания чего–то нового и видят перспективы для карьерного роста, но одновременно с этим испытывают серьёзную тревогу по поводу реализации своих планов.
В целом складывается впечатление, что тревога — превалирующая эмоция у современных российских айтишников. Её испытывают 47,9% опрошенных.
Среди негативных факторов, которые влияют на IT–специалистов, чаще всего назывались санкции. 72,5% респондентов сказали, что на них отразились новые ограничения. 30,4% испытывают сложности во взаимодействии с зарубежными партнёрами и заказчиками, 29% столкнулись с недоступностью необходимых инструментов для работы над проектами, а 26,4% — с недоступностью оборудования. 25,6% респондентов санкции привели к снижению уровня дохода, у 20,1% приостановили работу над проектами, 17,9% респондентов не хватает финансирования собственных проектов.
Гарантии безопасности
Из результатов опроса видно, что IT–специалистам недостаточно предлагаемых мер поддержки со стороны государства. Больше всего (10,7% среди высказанных предложений) они хотели бы получить гарантии безопасности и освобождение от возможного призыва в армию (в том числе мобилизации). 9,2% предлагаемых мер относятся к гарантированному сохранению удалённой работы, в том числе из–за рубежа. 8,8% предложений — к расширению финансовой поддержки.
Дмитрий Гачко, венчурный инвестор и основатель ГК Itglobal.com, замечает, что главный источник тревоги — нестабильность. Многие IT–специалисты работают из–за рубежа, читают новости и не видят в них подтверждения тому, что могут не опасаться возвращения.
"Пока этот тренд не изменится, люди логично будут переживать и волноваться. Никакая IT–ипотека и прочие льготы ничего в этом случае не дадут. Есть интересные примеры в этом вопросе. Например, губернатор Тамбовской области заявил, что айтишников региона не будут мобилизовывать, и явным образом участвовал в том, чтобы так и было. Это важный фактор для достижения уверенности, и видно, что он сработал. По моему мнению, федеральным властям нужно обратить внимание на это", — рассказал он.
Удалёнка не спасёт
Елена Никишева, HRD ITentika, подтверждает наличие массовой тревоги, но причину видит иную: "Скорее всего, она связана с тем, что по всему миру в IT–гигантах идут сокращения, людей тысячами увольняют. Есть опасения, что такой кризис может докатиться и до нас".
По её мнению, уменьшить уровень неуверенности IT–специалистов в будущем может помочь удалённая работа. В том числе и для иностранцев. "Возможно, улучшит ситуацию разрешение на работу сотрудников не только из России, но и в удалённом формате из других стран. Это поможет специалистам вернуть веру в страну и через какое–то время самим вернуться в Россию", — полагает эксперт.
Однако Дмитрий Гачко считает, что независимо от событий адекватные работодатели будут сокращать удалёнку, потому что производительность труда падает из–за отсутствия живой коммуникации команды. "Я считаю, что в современном мире она, безусловно, имеет право на существование. Но исключительно удалённый формат неэффективен. Оптимальным вариантом является гибридный формат работы, когда человек находится в том же городе, что и офис компании, и появляется в нём несколько раз в неделю. Если же человек уехал в другую страну и работает в другом часовом поясе, то рано или поздно качество коммуникации, а соответственно и эффективность, снизится. Поэтому каким бы хорошим специалистом “удалёнщик” ни был, он будет заменён на локального сотрудника", — утверждает предприниматель.
Дмитрий Желвицкий, главный аналитик "РУССОФТ", считает, что, прежде чем делать какие–либо выводы, нужно понять, какие конкретно категории айтишников не имеют позитивного настроя. Например, в последнее время на рынок вышло много новичков, а работники уровня junior сейчас среди работодателей не востребованы. У них действительно не самые позитивные перспективы.