Первое место по показателю NPS заняли онлайн-платформы Skillbox и Яндекс Практикум, второе место у онлайн-школы IT-профессий Skillfactory. Третье место разделили Нетология и Skypro. В ходе исследования также было выявлено, что у респондентов есть опыт обучения на нескольких образовательных платформах одновременно — в среднем на одного пользователя приходится два онлайн-сервиса ДПО. В тройку лидеров вошли Skillbox, Нетология и Яндекс Практикум.
Индекс лояльности и удовлетворенность пользователей
*NPS (Net Promoter Score) или индекс потребительской лояльности к компании — в широком смысле готовность пользователя к повторным покупкам и рекомендации продукта своим близким. Согласно данным онлайн-опроса пользователей крупнейших российских образовательных платформ в среднем он равняется 57 пунктам, что говорит о высокой степени удовлетворенности и желании рекомендовать приобретенные продукты и далее.
Среди всех крупнейших компаний, представленных на российском рынке, самый высокий показатель NPS зафиксирован среди клиентов Skillbox и Яндекс Практикум — он равен 64 пунктам. На втором месте онлайн-школа IT-профессий Skillfactory с результатом в 61 балл. Цифровые платформы Нетология и Skypro разделили третье место, платформы получили 54 пункта по уровню NPS. Набрав на 7 баллов меньше, замыкает рейтинг GeekBrains.
В целом же разрыв в ближайших показателях лояльности клиентов крупнейших платформ не превышает 10 пунктов — это подтверждает высокую конкуренцию на рынке российского онлайн-образования и стремление игроков повышать качество продукта и сервиса в борьбе за пользователя. Кроме того, пользователи зачастую одновременно обучаются сразу на нескольких платформах — в среднем на двух. Как минимум треть опрошенных одновременно использует продукты ближайших конкурентов.
Тем не менее, у каждой платформы есть свои “моно-клиенты”, которые отдают предпочтение только одному образовательному сервису. У Skillbox, Яндекс Практикума и Нетологии почти каждый третий пользователь является таким “моно-клиентом”.
Что влияет на готовность людей рекомендовать платформу
В ходе исследования были выделены 10 характеристик, влияющих на лояльность пользователей: качество обучения, удобство, надежность и технологичность сервиса, выбор курсов, интерфейс, популярность платформы, доступность цены, время занятий и поддержку преподавателей.
Так, уровень потребительской лояльности в большей степени определяют качество обучения, уровень сервиса и цена. Кроме того, на удовлетворенность от выбора платформы и готовность предложить ее для обучения близким влияет и количество представленных курсов. Например, по мнению опрошенных, Skillbox является лидером по этому критерию, опережая Яндекс Практикум, Skypro и Skillfactory. На платформах Яндекс Практикум, Skillbox и Нетология пользователи отмечают качество образования. Skillfactory чаще всего выбирают из-за доступной цены, а GeekBrains благодаря удобному времени занятий и качественной поддержке со стороны преподавателей.
Конверсия знания в пользование
Самой известной среди пользователей EdTech-платформ, согласно проведенному опросу, стала онлайн-платформа Skillbox — ее отметили 73% респондентов. Второй по известности — сервис Яндекс Практикум, который знаком 65% пользователей. Замыкает тройку лидеров цифровая платформа дополнительного образования Нетология, ее знает 55% опрошенных. Skypro и Skillfactory фактически в равной степени известны студентам: 46% и 43% соответственно. Чуть больше трети опрошенных знакомы с онлайн-платформой GeekBrains.
По конверсии из знания в пользование за год, лидирующие позиции занимают Яндекс Практикум (62%) и Skillbox (61%), они находятся в паритете. Нетология и SkyPro делят вторую позицию также с практически одинаковым результатом — 58% и 57%. GeekBrains (48%) и Skillfactory (41%) с разницей в 7% занимают третье место.
Портрет респондентов и методология исследования
Исследование проводилось методом онлайн-опроса в период 26 июня – 4 июля 2023 года. Выборка превысила 1000 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет, среди тех, кто пользовался или пользуется образовательными платформами более месяца. Все респонденты — жители российских городов с населением от 100 тыс. человек. NPS рассчитывается как разница между долей сторонников (промоутеров) и критиков.
Преимущественное большинство пользователей онлайн-платформ имеют высшее образование — показатель по анализу шести основных игроков рынка варьируется от 70% до 81%. Практически каждый студент (от 92% до 98%) уже имеет работу, в среднем каждый второй занимает должность специалиста, не управляя командой.
Примечательно, что онлайн-курсы чаще проходят женщины. Большая часть студентов в возрасте от 26 до 35 лет. Однако число студентов старше 45 лет (от 46 до 65 лет) превышает число пользователей в возрасте от 18 до 25 лет.