18 октября на онлайн площадке Ассоциации инновационных регионов России прошло совещание ректоров вузов и представителей органов власти. Спикеры заседания обсудили проблемы подготовки специалистов научно-технологического производства.
«Несмотря на прикладной характер, согласно учебным планам студенты имеют всего 160-180 часов практических занятий, это около 3 недель. За столь короткий промежуток времени трудно научиться управлять техникой, оборудованием. Во время прохождения практики важно, чтобы студентов допускали к работе на оборудовании, чтобы практика не носила формальный характер», - отметил директор КФ МГТУ имени Н.Э. Баумана Андрей Царьков.
В частности, участники совещания отметили, что в сегодняшнем формате образования необходимо сделать акцент на реалиях работы. Как никогда важна кооперация вузов с предприятиями для погружения учащихся в будущую профессию.
«У нас существует договоренность с атомной электростанцией о взаимодействии и синхронизации практики для студентов с той работой, которая проходит на производстве. Чтобы практиканты могли интегрироваться в технологические процессы предприятия, имели полное представление о будущей профессии, а не изучали работу в теории», - рассказал и.о. директора Обнинского института атомной энергетики – филиала НИЯУ МИФИ Алексей Панов.
Министр инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) Анатолий Семенов представил участникам совещания конкурс «Моя профессия — ИТ», который проводится в регионе для школьников и студентов с 2016 года. Конкурс не только дает понимание и реализацию проектов в будущей профессии, но и открывает перед участниками большие перспективы.
«Для победителей конкурса предусмотрены 15 мест целевого обучения в лучших вузах страны. Также все участники конкурса получают дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вуз. Количество участников конкурса растет и в 2022 году достигло 6893 человек. Мы приглашаем регионы Ассоциации перенять опыт проведения конкурса, тем более, что в следующем году уже планируются «пилоты» в нескольких субъектах», - рассказал Анатолий Семенов.
Также участники совещания отметили необходимость популяризации и поддержки инженерных профессий в стране и те инструменты, которые используются в регионах Ассоциации.
«Конструкторы, технологи, металлурги, химики — важно сделать акцент на все инженерные профессии. Мы видим обширную поддержку сферы IT, и считаем, что она важна и для других инженерных направлений. Нужна большая госпрограмма поддержки инженерного образования, не только IT. Положительный опыт субъектов нужно учитывать и масштабировать», - подчеркнул проректор по образовательной деятельности Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева Евгений Ивашкин.
Также в рамках совещания были представлены успешные примеры участия вузов в формировании и реализации региональной научной и инновационной политики. Пример результативной совместной работы привел министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук.
«Очень важно, когда вузы понимают запросы реального сектора и ориентируются на прикладные разработки и запросы от предприятий. У нас в регионе есть кейсы, когда небольшое частное предприятие создает на базе вуза отдельную выездную кафедру, и студенты приезжали на предприятие и осваивали практическую часть работы на новом современном оборудовании», - рассказал Сергей Федорчук.
По мнению участников совещания, сегодня перед властью, наукой и бизнесом стоит задача найти точки роста для реализации прорывных исследований и разработок, подготовки кадров для предприятий промышленности, на базе которых можно выстраивать совместную работу.
«Интерес к повестке мероприятия большой, об этом говорит количество участников. Сегодняшняя встреча с вузами регионов АИРР — первое большое онлайн совещание и, надеюсь, не последнее. Мы настроены продолжать нашу продуктивную работу и обмен опытом в таком формате», - подытожил руководитель проектов АИРР Дмитрий Митрошин.
В своей деятельности Ассоциация инновационных регионов России уделяет большое внимание вопросам формирования в регионах научно-образовательных центров мирового уровня как инструмента взаимодействия науки и бизнеса, организации и масштабирования лучших практик регионов АИРР в области подготовки кадров для инновационных предприятий. В том числе Ассоциация ежемесячно формирует рейтинг РФ по доступности кадров для инновационной экономики. Посмотреть результаты исследований за 2022 г. можно на сайте АИРР.