Мероприятие стало логичным продолжением повестки, заданной министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максутом Шадаевым во время пленарного заседания форума, где он отметил острую нехватку кадров и первоочередность решения этого вопроса для успешной цифровой трансформации государства и бизнеса.
Участники дискуссии затронули самые острые вопросы подготовки кадров: качество и стоимость программ массового образования, высокий спрос на специалистов и уровень оплаты их труда, подготовку преподавательского состава, уровень мотивации к обучению и переквалификации и многие другие.
Эксперты не только дали объективную оценку существующей ситуации на рынке труда, но и поделились собственным опытом решения и преодоления тех вызовов, с которыми приходится сталкиваться в процессе подготовки кадров.
Вектор дискуссии задал модератор круглого стола, заместитель директора Центра подготовки руководителей̆ и команд цифровой̆ трансформации ВШГУ РАНХиГС Валерий Згонников: «При запуске любого масштабного проекта нужно понимать, откуда брать ресурсы и кадры на всем горизонте его существования. Мы собираемся построить в стране большую цифровую индустрию к 2030 году. Для этого нам нужны сотни тысяч и миллионы кадров, которые должны быть одними из ключевых активов цифровой экономики. Поэтому важно планировать и понимать, где мы будем брать цифровые кадры на горизонте нескольких месяцев, лет, до 2030 года».
Заместитель директора центра компетенций по реализации Digital проектов компании «Ростелеком» Роман Хазеев отметил, что рынок телекоммуникаций столкнулся с нехваткой квалифицированных ИТ-специалистов.
«Пандемия способствовала массовому переходу в онлайн и увеличила спрос на цифровые профессии. Опытные разработчики могут проще переходить из одной компании в другую, устраиваться на удаленную работу в международные организации, считает спикер. – При этом зарплаты разработчиков выросли в целом по стране».
Роман Хазеев предлагает в качестве решения — учить кадры работодателям. Он поделился опытом «Ростелекома» по подготовке ИТ-специалистов: компания организовала обучение бэкенд-разработчиков, фронтенд-разработчиков, тимлидов. Однако этих усилий недостаточно, необходимо удержать обученные кадры — создать атмосферу, в которой им захочется остаться. По его мнению, для этого необходимо выровнять уровень зарплаты ИТ-специалистов по стране, чтобы градация зависела от уровня знаний и навыков, а не от местоположения. Также в «Ростелекоме» построили карьерные треки для сотрудников, пригласили коучей, чтобы учить команды производственным фреймворкам.
Свою оценку кадрового дефицита дала Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика». В своем выступлении она сообщила, что сегодня дефицит кадров достигает критической отметки до миллиона человек. Если сейчас ничего не сделать, к 2030 году этот тренд сохранится и достигнет 3 миллионов и выше. По словам спикера, этот тренд мировой — более 45% крупных компаний во всем мире сталкиваются с необходимостью высококвалифицированных кадров, кадров в сфере ИТ и кадров среднего звена — и это то, что следует учитывать.
Замятина Ирина, директор «Центра современного образования» Калужской области поделилась опытом региона в подготовке кадров для цифровой трансформации. В Калужской области реализуется проект «Навыки цифрового мышления» — новая программа обучения для государственных и муниципальных служащих. Обучающий курс включает темы: стратегия цифровой трансформации Калужской области, этика цифрового мира, креативное и критическое мышление. По мнению спикера, чтобы быть успешным и востребованным специалистом в условиях цифровой экономики, нужно совмещать hard skills и soft skills, а также уметь создавать «цифровые» решения.
Надежда Белинская, руководитель направления по работе с регионами Университета Иннополис, рассказала о подготовке административного и преподавательского состава для вузов. В планах образовательной организации — обучение цифровым компетенциям 80 тысяч преподавателей до 2024 года.
Одну из самых острых тем – качество образования в условиях ограниченности ресурсов и массовой подготовки кадров – подняла Ксения Ткачева, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Она поделилась опытом, как контролируется качество в процессе массового обучения по программам Центра и оценивается эффективность подготовки кадров. Главные инструменты для этого: постоянные замеры компетенций и реализуемых цифровых проектов слушателями программ, NPS и обратная связь, а также последующий анализ и доработка программ, чтобы они были максимально кастомизированы под запросы и задачи аудитории.
«На госслужбе кадровый голод в командах цифровой трансформации был еще до пандемии. Поэтому программы подготовки госслужащих реализуются Центром с 2018 года и уже обучено более 25 000 человек.
Мы общаемся с госслужащими, собираем обратную связь и видим проблемы кадрового голода — только в ФОИВ 546 открытых вакансий специалистов цифровой трансформации. Если есть потребность рынка, нужно учить. Но для того, чтобы обучить миллионы, недостаточно просто осознать потребность и выделить ресурсы — нужно, чтобы люди были готовы эти знания получать, понимали зачем они нужны и были готовы тратить время», — отметила Ксения Ткачева.
В то же время, по словам эксперта, примерно половина госслужащих не готовы к получению знаний и их оценке в процессе и по итогам прохождения программ, а хотят обучаться только для «галочки». Такие слушатели отсеиваются на этапе отбора.
Из других проблем, которые мешают созданию результативных команд цифровой трансформации в госсекторе, спикер отметила перегруженность госслужащих повседневными задачами и отсутствие приоритета на обучение со стороны руководителей, а также финансовые и нормативные ограничения.
Также Ксения Ткачева поддержала коллег в вопросах важности подготовки преподавателей и поделилась собственным опытом их обучения, который позволяет решать проблему уже сейчас — пока их нет.
Однако, самой большой дилеммой, по мнению эксперта, является баланс между качеством и стоимостью обучающих программ. Это самый важный дискуссионный вопрос, который не имеет однозначного ответа и требует компромиссов и постоянного поиска оптимального решения.