Внедрение решения GoodsForecast.OSA, обеспечивающего контроль доступности товара на полках, помогло торговой сети «Перекрёсток» увеличить розничный товарооборот на 1,4% в супермаркетах, отобранных для участия в пилотном проекте.
На момент старта проекта в «Перекрёстке» уже использовалось решение для обеспечения контроля доступности продукции, генерирующее сигналы по самым продаваемым товарам и промо. Но оно не позволяло своевременно устранять дефекты выкладки и обеспечивать наличие необходимого товара на полках.
Для решения своих задач «Перекрёсток» выбрал GoodsForecast. Уже до начала сотрудничества у вендора были наработаны практики и реализованы аналогичные проекты в других сетях, подтверждающие эффективность применяемых инструментов. Существенным доводом стала также отраслевая экспертиза, которой обладала команда GoodsForecast.
Проект включал внедрение модуля Alerts решения GoodsForecast.OSA для генерации сигналов магазинам по широкому ассортименту в режиме онлайн. Система получает данные по чекам в течение дня с заданной периодичностью, выделяет периоды без продаж и для каждого товара определяет, насколько это соответствует обычному спросу на конкретный продукт в данном магазине. Затем система генерирует сигнал, который приходит в виде задания на проверку товара в зале, и отправляет его на мобильное устройство сотрудников магазинов, закрепленных за соответствующим отделом. Работник отдела проверяет, всё ли в порядке с наличием, ценником, доступностью и качеством товара, и в случае проблемы предпринимает необходимые меры.
Партнёрство «Перекрёстка» с GoodsForecast стартовало в августе 2021 года. На первом этапе специалисты провели настройку процессов интеграции данных, в том числе о продажах и остатках на ежечасной основе. Далее на собранных и размеченных данных были построены модели оценки доступности, доработан алгоритм сигналов для оповещения магазинов и ранжирования выдаваемых сигналов с целью максимизации потенциальной дополнительной выручки. Эту систему интегрировали с микросервисом «Перекрёстка», который обеспечивает обмен сигналами и обратную связь с торговыми точками.
Для оценки экономического эффекта системы специализированным подразделением X5 Group ad hoc был разработан дизайн A/B-тестирования продолжительностью 2 месяца.
Была сформирована пилотная группа, которая включала в себя порядка 132 магазинов с широкой географией. К выбранным торговым точкам подобрали контрольную группу для оценки результатов. Целевой метрикой эксперимента являлась положительная динамика розничного товарооборота магазинов. Специалисты X5 Group рассчитали, что для статистической значимости она должна составить не менее чем 0,8%.
В течение 30 дней модель 3 раза в день генерировала до двухсот сигналов в каждом магазине. На основе этих сигналов сотрудники супермаркетов получали на мобильные устройства задания на проверку полок на предмет отсутствия товара, наличия и корректности ценника, потери потребительских свойств. В случае, если сотрудник выявлял проблему, ее исправляли и с помощью мобильного устройства подтверждали завершение процесса.
По результатам тестирования, согласно оценке X5 Group ad hoc, модель показала статистически значимый результат: точечная оценка прироста РТО составила 1,4%, а верхняя граница доверительного интервала – 2,4%. Помимо этого, специализированное подразделение X5 Group сделало вывод, что при полномасштабном развертывании будут достигнуты те же результаты роста товарооборота при условии сохранения качества отработки поступающих сигналов сотрудниками магазинов.
С 1 октября 2022 года модуль генерации сигналов запущен во всех супермаркетах «Перекрёсток», и проект уже получил свое развитие. На текущий момент команда X5 Group и GoodsForecast прорабатывают восстановление спроса на основе сигналов с последующей обратной интеграцией с целью увеличения точности прогноза в системе автозаказа сети «Перекрёсток».
«Прирост оборота более чем на 1% дает весомый финансовый эффект в масштабах сети. Однако, помимо финансовой составляющей, есть и другие впечатляющие результаты. Приходя в наши супермаркеты, покупатель ожидает увидеть на полках нужные товары в достаточном количестве и с хорошим сроком годности. Если этого не происходит, проигрывают все. Клиент остается без покупок, ради которых пришел, а мы недополучаем выручку. Возможность обеспечить наличие товаров на полках позволяет нам не только повысить продажи, но и оправдать ожидания покупателей, сохранить их лояльность. Поэтому проект с GoodsForecast для нас стал однозначно успешным и результативным», — прокомментировал Кирилл Коваленко, Владелец продукта Мобильное рабочее место торговой сети «Перекрёсток».
«На сегодняшний день в бизнесе на практике большая часть решений по-прежнему принимается на основании экспертизы, а не на основе анализа данных. Партнерский проект был проведен, что называется, по всем правилам, в чем большая заслуга команды сети «Перекрёсток» и их очень прогрессивного подхода. Мы получили отличный, на мой взгляд, результат, подтвержденный бизнесом и математикой», — рассказал Лев Киселёв, руководитель направления Retail-аналитики GoodsForecast.