Повестку мероприятия задал глава Минцифры Максут Шадаев. Выступая в пленарном заседании, он прокомментировал: «У государства есть большой объем данных, и оно точно перейдет на управление, основанное на данных. В рамках НСУД (национальной системы управления данных) со следующего года будет создаваться большой data lake, который позволит в том числе собирать обезличенные данные с регионов, муниципалитетов, чтобы делать большую расширенную аналитику, и уже не мучать их большим количеством запросов с разными формами отчетности.
… По отдельным направлениям, которые критически важны для системы госуправления, государство будет просить бизнес безвозмездно предоставлять обезличенные данные. Это процесс не односторонний, потому что и бизнес получит доступ к обезличенным госданным, дата-сетам, чтобы развивать свои решения».
Тема данных, государственных и корпоративных, обсуждалась подробнее на секции «BigData и BI». Дискуссия об управлении данными в госучреждениях дала старт тематической части саммита. Ее провела руководитель направления исследований и аналитики Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Екатерина Потапова. Она рассказала о подготовке новой публикации Центра — навигатора «Управление данными в госсекторе», который выйдет в 2022 году, и предложила спикерам, многие из которых приняли самое активное участие в подготовке доклада, рассказать об успехах и сложностях при работе с данными.
Директор департамента финансового аудита Счетной палаты Елена Бойцова поделилась опытом работы с данными в ведомстве. К слову, сегодня это одна из лидирующих госструктур по эффективности и темпам цифровой трансформации. Эксперт рассказала, что создана отдельная команда специалистов по работе с данными и роботизация процессов ведется во многом за счет собственных разработок. При этом роботы не заменят человека полностью, считает она. Аудитор и автоматизация — это единый механизм выявления нарушений. Аудитор берет на контроль и анализирует те случаи, которые не поддаются машинной обработке.
Первостепенность понимания задачи для успешной организации работы с данными подчеркнул один из авторов доклада, эксперт Центра Олег Гиацинтов. Последовательность постановки вопросов, по его словам, должна быть следующей: что хотим получить, с кем и каким образом это будем делать, каким инструментом будем пользоваться. Эта схема актуальна и для государственных, и для бизнес-структур.
С этим утверждением абсолютно согласен советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Сергей Сергиенко. Именно такой подход, по его словам, позволяет обеспечить получение качественных данных и аналитику. Отвечая на вопрос о витринах данных, которые создаются в госструктурах, он отметил, что сегодня существует уже более 6 пилотных витрин. Их главная задача — обеспечить онлайн доступ к реестровым данным других ведомств и банков для нужд госуслуг или исполнения госструктурами своих функций. В этом году появилось первое нормативное обоснование онлайна в госуправлении, оно составляет 2 секунды от момента запроса до ответа. Витрины данных позволят достичь необходимой скорости взаимодействия. Для граждан — это возможность получить услуги в электронном виде быстрее и в проактивном режиме. Для государства — еще и возможность повысить качество госданных за счет оценки их соответствия определенным критериям. Данные с витрин также могут быть задействованы для построения наборов данных, обезличенных дата-сетов, для использования в системах искусственного интеллекта. Всё это значительно упростит принятие управленческих решений на основе данных.
То, что скорость доступа к данным — один из главных параметров для успешной работы любой структуры, отметил и CDO Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Виталий Сазонов. Он подчеркнул, что кроме качественной аналитики важно повышать культуру работы с данными в организации в целом.
То, как собрать необходимые всем данные, прокомментировал начальник Управления по работе с данными в распределенных вычислительных сетях Департамента информационных технологий г. Москвы Александр Филатов. Он констатировал, что сегодня нормативная база не всегда успевает за возникающими потребностями и теми изменениями, которые происходят в среде больших данных. Отчасти решению этих проблем способствует создание регуляторных песочниц. Тем не менее юридическая проработка оснований для сбора данных остается одним из первостепенных вопросов. Что касается технологического стека, спикер подчеркнул тренд на импортозамещение и использование продуктов с открытым программным кодом.
Во второй части секции конкретными кейсами и инструментами для работы с данными поделились представители коммерческого сектора: компаний ГК Luxms, «Форсайт», ADV, Московской Биржи, Сбер, ГазпромБанк, Ингосстрах, X5 Group, Леруа Мерлен Восток.
Тема данных не осталась в стороне и в секции «ИТ в госсекторе», которую провел эксперт Центра Сергей Коротких.
В мероприятии также принял участие представитель Счетной палаты — директор департамента цифровой трансформации Михаил Петров. Он рассказал, что ведомство использует много сторонних данных в процессе проведения своих мероприятий, поэтому стоит задача обеспечить инфраструктуру для обработки такого рода данных и подходящий инструментарий. Чтобы решить эту задачу, в концепцию цифровизации ведомства включили создание комплексного информационно-технологического решения — Цифровой платформы. Кроме того, в Счетной палате создали отдельную службу, которая занимается работой с данными. «Мы также поняли, что все это требует огромной программы по подготовке людей. Они должны понимать ценность новых технологий, уметь ими пользоваться, быть квалифицированными заказчиками информационных технологий», — добавил Михаил Петров.
С мнением спикера согласен Николай Распопин, министр цифрового развития Красноярского края. Глава ведомства рассказал о реализации стратегии цифровой трансформации региона, поделился кейсами последних двух лет. Он отметил, что в Красноярском крае выбрано 10 стратегически важных направлений и 66 проектов. Среди них большое внимание уделяется направлению подготовки кадров для цифровой трансформации региона. «Мы готовим команды внутри отраслей из тех специалистов, которые уже есть, и для этого используем модель компетенций команды цифровой трансформации, разработанную в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС».
Цифровая трансформация невозможна без создания инфраструктуры, уверен Николай Распопин. В качестве примера ИТ-решения спикер привел сервис «Цифровой консультант по жизненным ситуациям» — роботизированную систему, которая работает с населением региона.
Также успешными практиками региональной цифровой трансформации поделился Павел Ципорин, директор департамента информационных технологий ХМАО – Югры. Среди реализованных в регионе проектов — ГИС «Образование Югры», которая насчитывает более 600 тысяч пользователей. Единая система включает полный цикл обучения детей, формирует цифровой профиль, портфолио, дает рекомендации по выбору дальнейшей образовательной траектории.
Также об информатизации и импортозамещении в сфере образования региона рассказал Дмитрий Окунь, начальник управления информационно-технического сопровождения Министерства образования Республики Крым.
В числе других экспертов секции выступили министр цифрового развития Удмуртской Республики Тимур Меджитов, заместитель начальника Госинспекции по недвижимости города Москвы Дарья Степанова, заместитель руководителя Инновационного центра Безопасный транспорт Дептранса Москвы Николай Кустов, директор по инновационному развитию 3Logic Group Михаил Шаповалов, генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности» Павел Христенко и директор по развитию бизнеса «Т1 Консалтинг» Александр Баранов, который поделился опытом цифрового консалтинга и разработки продуктов для цифровизации госорганов.
Участники секции «ИТ в госсекторе» сошлись во мнении, что для качественной работы с данными и эффективного применения цифровых сервисов нужны квалифицированные кадры, команды по основным направлениям цифровой трансформации.